Выбирай себе дорогу с пионерских юных лет

15192546_1261888740548027_2604543474316357633_nТакая была у меня тема сочинения по литературе в 8-м классе. Большинство писало про выбор профессии. Ну, какие тогда были профессии? Инженер, рабочий, врач, учительница. Ни тебе маркетолога, ни банковского аналитика, ни мерчандайзера.

Тогда, в 70-х годах, в пору зрелого Застоя, вовсю педалировалась тема ПТУ и получения рабочих профессий: рабочих не хватало. В ПТУ можно было поступить после 8-го класса, проучиться три года и получить полноценный аттестат, дававший право поступления в вуз наравне с выпускником школы плюс профессия. Сегодня кажется, что очень хорошая возможность, но тогда в ПТУ тянули просто на аркане: все хотели в 9-й класс, особенно родители. Помню, по вёснам в ЦПКО им.Горького устраивали мощный праздник с дискотеками и самодеятельностью, рекламирующий разные московские ПТУ. Но несмотря ни на что народ стремился в вузы.

Уже тогда сформировался идеал работы: сидеть в конторе и ни за что не отвечать. Не всем удавалось, но идеал был. Впрочем, так вот прямо тогда формулировать стеснялись, был некий страх божий, но и «на передний край труда и борьбы» – никто особо не стремился. Не то, что рабочим, но даже в качестве инженера работать на производство шли те, кому не удалось пристроиться в НИИ или в иной какой конторе. Кто-то из мудрых немцев сказал, что война начинается в сердцах людей, когда ещё не стреляют пушки. Наша деиндустриализация активно происходила в сердцах людей ещё тогда, когда советская власть стояла нерушимо, а заводы работали, выполняли план, вводились новые мощности… Но работа в индустрии уже стала непрестижной и нежеланной. Мои родители, выпускники инженерных вузов послевоенной поры, рассказывали: в их время тех, кто не прошёл по баллам на инженерные специальности, отправляли на экономические факультеты. Гораздо желаннее было стать инженером и пойти работать на производство. В мои годы шкала престижа перевернулась: стало престижным учиться на экономиста, юриста, да хоть на переводчика. В профессии инженера был привкус чего-то устарелого, банального, чересчур советского что ли. В моём, предразвальном, поколении был отчётливый крен в сторону гуманитарных специальностей. Гуманитарных вузов было неизмеримо меньше, чем технических, но в головах и сердцах тренд уже сформировался. Я всегда говорила, что все уродства наших дней вызрели и оформились в эпоху Застоя. Перестройка и капиталистическая революция просто вывела их из-под спуда на общее обозрение.

Не удивительно, что как только стало «всё позволено» — немедленно наоткрывали всяких гуманитарных академий и университетов. Что-нибудь по мировой экономике и международным отношениям. Тогда это звучало как дивная музыка: раньше-то эдакое только в МГИМО изучали, а МГИМО – это для избранных. А теперь заплатил – и порядок: будет тебе международные отношения и всё прочее. За первое вольное десятилетие все стали поголовно юристами, экономистами, менеджерами по внешнеэкономической деятельности или, на худой конец, лингвистами-переводоведами.

Потребовалось ещё десятилетие, чтобы стало окончательно ясно, что все эти юристы по международным отношениям и менеджеры по переводоведению годятся разве что для утешения престарелых родителей: всё-таки дали детям высшее образование. Ни на что иное они не годятся. Ну, ещё сидеть в конторе. Они и сидят – все вместе: юристы, финансисты, филологи, философы и прочие аналитики, занимаясь одним и тем же: выбиванием накладных, переформатированием прайс-листов и обзвоном клиентов. Что наглядно доказывает, что для большинства подобных работ требуется только твёрдое умение читать и пользоваться компьютером.

И вот сегодня что-то сдвинулось. Или готово сдвинуться. Старшеклассники из обычных, не элитных школ начали приглядываться к жизни совсем под иным углом зрения. Они начинают думать о том, чтобы получить какую-то профессию, умение какое-то. Не просто бумагу: в силу бумаги они уже не верят. Или верят гораздо меньше прежнего. И родители смотрят на это дело позитивно. Спрос — на практические специальности. Приятель моей дочки после девятого класса пошёл в среднее специальное заведение (техникум по-старому), где готовят специалистов по автомобилям. Он очень гордился, показывал бывшим одноклассникам свой студенческий билет, рассказывал, что получает аж стипендию. Потом, может быть, станет учиться в авто-механическом вузе. Но это потом, а сначала хорошо бы закончить и поработать, набраться опыта. Этот парень из вполне обеспеченной семьи, прилично учился в школе и по старым прописям должен был бы пойти непременно в вуз. Но – не пошёл. А вот девчонка. Тоже из не бедной семьи, училась старательно, что называется «на четыре и пять». И пошла … нет не на бухгалтера-экономиста — на повариху. Очень довольна, просто в восторге. И место будущей работы уже знает. Моя дочка, глядя на подружку, тоже подумывает о кулинарной профессии, тем более что готовить ей нравится. Будет ли её приятельница поступать в вуз? Об этом пока не думает, но жизнь ведь такая длинная, и она вся впереди.

Сегодняшние подростки, которых принято считать инфантильными и безответственными, думают о будущей работе. И в меру сил пытаются сообразить, куда податься, чтобы получить работу. В их головах утверждается недетская мысль, что надо чему-то научиться, что-то уметь. Не «взгляд и нечто», а что-то конкретное и практичное. Честное слово, не всякому родителю подвластна эта мысль. Родители продолжают мыслить в категориях диплома.

Очень пытаются понять, какие профессии будут нужны. Был такой курьёзный случай. Мою дочку, как члена кружка школьной журналистики, послали брать интервью у какого-то важного дядьки – руководителя московского наробраза. Задание ответственное. Друзья напутствовали: «Разузнай, какие профессии будут самые нужные». Полное разочарование: начальник не раскололся. Ограничился общепринятыми пошлостями: надо найти свою дорогу в жизни, к чему вас тянет – туда и надо идти. Словом, дети сегодня производят впечатление более зрелое, чем отцы.

Я уже давно пишу, что для большинства производимых в обществе работ нужно твёрдое среднее образование. А дальше – кому действительно надо – можно получить и высшее. Сама жизнь это подсказывает. Но не слышат её. Надо бы прислушаться.

Татьяна Воеводина
http://domestic-lynx.livejournal.com/176478.html

Обсуждение закрыто.