Упаковка

Краткая история и упаковочные материалы

Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог…
Это было самое упакованное слово природы. Без ведома и участия человека птицы расписыва­ли свои яйца в маскировочные цвета, соответству­ющие окружающей их траве или камню. Цветы в свою очередь привлекали гостей диковинными ароматами и радужной авангардной палитрой. Семена и плоды диких растения в большинстве своем очень респектабельно относятся к пробле­ме сохранения функциональных свойств упако­ванного в них потомства. И до сих пор мы с удо­вольствием используем яблоки вместе с их внутренним содержанием и красочной «упаков­кой» не задумываясь о функции и дизайне внеш­него оформления. Недаром плод познания ассо­циируется с библейским яблоком. Ведь до участия человека в формировании имиджа предметов, считалось, что спелое яблоко — это, в основном, фрукт с приятным кисло-сладким вкусом, а не кучка же­леза с функциями вычислительной машины, и тем более не политическая партия.
Упаковка, став делом рук человека, обрела ска­зочные темпы развития, чтобы удовлетворять тре­бования коммерческого спроса. И хотя определен­ные виды упаковки всегда использовались для помещения в нее продукта или его защиты, в наше время дизайн и технология упаковки достигли не­бывалого уровня развития и не имеют аналогов в прошлом. В современном мире развитых транс­портных и распределительных сетей и усложнив­шейся современной розничной торговли мы це­ликом зависим от качества упаковки, если хотим доставить товары целыми и сохраненными с мес­та их производства, через точки розничной торгов­ли, туда, где в них имеется потребность. Она (упа­ковка) зачастую воспринимается как нечто само собой разумеющееся, тем не менее может иметь функции передвижного рекламного плаката, за­щитной оболочки, информационного средства и даже явиться частью продукта, как в старые добрые времена.
Назначение упаковки это, главным образом,-содержать в себе и защищать продукт на всем пути его распределения и продажи. Однако се­годня это определение значительно расширилось и охватывает широкий диапазон функций и ви­дов пользования. Частично это может объяснять­ся требованиями современной системы рознич­ной торговли и теми возможностями нашего образа жизни, который мы сами избираем.

Глина
В древности глина была основным материалом для изготовления тары у всех оседлых народов. Сначала глиной обмазывали плетеные корзины, чтобы в них можно было хранить жидкости. Непосредственно глиняная тара появилась на Древнем Востоке в 4-3 тысячелетии до н.э., когда были изобретены гончарный круг, а также горн для обжига керамических изделий.
Самой древней глиняной «упаковкой», из дошедших до нас, считается керамический сосуд найденный в 1922 году при раскопках поселения шумеров в горах Западного Ирана. Возраст находки составляет не менее 5 тысяч лет. Анализ осадка на дне сосуда показал, что в нем когда-то хранилось пиво. Археологи предполагают, что эта «упаковка» использовалась шумерами не только для хранения пива, но и для его потребления.
Спустя почти полторы тысячи лет в Древней Греции появился еще один вариант «глиняной» упаковки – амфора. Обычная амфора делалась объемом 30 литров, с небольшими ручками наверху. Днище амфоры было закруглено, что способствовало, как и у современных ПЭТ-бутылок более равномерному распределению давления. Амфоры были идеальны с точки зрения древней логистики. Они легко укладывались в несколько слоев в трюмах кораблей и на складах, а связанные бок о бок существенно упрощали погрузочно-разгрузочные работы. В амфорах перевозили и хранили разнообразные продукты, но чаще всего жидкости: вино, масло, воду.
Амфоры, покрытые глазурью, были пригодны для многоразового применения, а неглазированные были одноразовыми и после использования уничтожались. Близ Рима до наших дней сохранился холм Монте Тестаччо, состоящий из осколков 53 миллионов античных амфор.

Стекло
Стеклянная тара – один из древнейших видов упаковки. Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно. По одной из версий стекло было побочным продуктом гончарного ремесла. Дело в том, что в древности обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола — то есть щелочь — при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу. По другой версии стекло стало побочным продуктом выплавки меди. А древнеримский историк Плиний-старший приписывает «открытие» стекла финикийским морским купцам.
Первые сосуды из стекла появились в Египте и Сирии во второй половине 4 тысячелетия до н.э. Это были бутылочки и флаконы, предназначенные для помад, красок для лица и благовоний. Существовали бутылочки разной формы – круглые, овальные, плоские, высокие и тонкие. Древние египтяне изготавливали оригинальные флакончики в форме фигурки человека или животного, в виде овоща или фрукта.
Изящные древнеегипетские флаконы выполнялись из разноцветного стекла и декорировались с помощью гибких полосок разогретого стекла. Производилась стеклянная тара методом формования кварцевой пасты вокруг металлического стержня. Размягченное стекло наматывалось на стержень или же стержень погружался в стекло. Когда стекло остывало, стержень вынимали. Полученную в результате заготовку шлифовали и декорировали. Емкость флаконов в основном была небольшой и составляла от 20 до 50 грамм.
Стеклодувная трубка, изобретенная сирийскими мастерами в Вавилоне в 1 веке до н.э., существенно упростила, а также удешевила процесс производства стеклянных сосудов. Стеклодувная технология получила широкое распространение в Древнем Риме.
В XIII веке центром стекольного производства стала Венецианская республика. Флаконы и посуда из цветного и «молочного» стекла изготавливались на острове Мурано.
Прочные толстостенные бутылки и бутылки из темного стекла появились благодаря внедрению запатентованной в 1611 году в Англии печи для обжига стекла, работающей на каменном угле. Прежде стекло обжигалось на «древесном огне» — получавшиеся изделия были красивыми, но не прочными. Новая технология обжига стекла сделала его производство более дешевым и оперативным. Так в XVII веке в Лондоне в стеклянной таре с этикеткой стали продаваться «патентованные» лекарственные средства – эликсиры, бальзамы и пилюли. Именно упаковку «патентованных» лекарств принято считать началом современной упаковки.
Стеклянная банка впервые появилась в начале XIX века, когда шотландцу Дженту Кейлеру пришло в голову фасовать свой апельсиновый джем в широкогорлые стеклянные кувшинчики. Винтовая крышка, изобретенная в 1872 году, сделала употребление банок и бутылок гораздо удобнее. А запатентованной Уильямом Пейнтером в 1892 году металлической кронен-пробке, мы обязаны появлением всемирно известного пива «Budweiser».
В ХХ веке оригинальная тара из стекла стала неотъемлемым атрибутом многих брендов. Женственную бутылку Coca-Cola, высокую шестигранную бутылочку кетчупа Heinz, абсолютно прозрачную бутылку водки Absolut, «геометричный» флакон Shanel №5 и вычурный флакон духов Dali – можно узнать без этикетки и даже в темноте на ощупь.

Бумажные пакеты
Предтечей пакета были кожаные, джутовые и хлопковые мешки, предназначавшиеся для хранения и транспортировки сыпучих продуктов. Появлению бумажного пакета в начале XVIII века поспособствовало развитие бумажной промышленности в Европе. Бумажный пакет был легче и дешевле своих кожаных и матерчатых предшественников, а надписи и рисунки на его поверхность наносились типографским способом. В России, как и в Европе, бумажные пакеты использовались для упаковывания табака, пудры, муки, зерна и разнообразной бакалеи.

Полиэтилен
Альтернативы бумажному пакету не существовало до 1957 года, когда в США была разработана и запущена первая в мире автоматическая машина для производства пакетов с боковыми швами из недавно изобретенного материала — полиэтилена. С тех пор бумажные пакеты стали планомерно вытесняться полиэтиленовыми. В 70-х полиэтиленовые пакеты обзавелись «ручками». А 1982 год дал миру полиэтиленовый пакет типа «майка».

Коробки
Производство коробок из дерева и картона в Европе и США стало отдельным ремеслом еще в конце XVIII – начале XIX века. Картонные заготовки вырезались и складывались вручную. Готовые коробки, как правило, имели круглую или овальную форму, потому что этот гибкий материал легче было изогнуть, чем сложить и придать ему квадратную форму. Заказывали такие коробки – ювелиры, аптекари и производители конфет. Однако, коробки поставляемые заказчику в собранном виде, занимали на складах место, предназначенное для готовой продукции. Проблему со складированием готовой упаковки отчасти удалось решить, когда в 1850 году появилась первая складная коробка. Проект был не слишком удачен, так как продавцу приходилось самому делать коробку из заготовки, непосредственно в присутствии покупателя, сгибая картон вокруг деревянной формы.
Первая по-настоящему удобная складная коробка была изобретена в 1879 году Робертом Гейром, владельцем бруклинской типографии, специализировавшейся на печати на пакетах. Однажды в его типографии случилась неполадка – металлическая линейка печатного станка стала делать ровные прорези в пакетах. Это навело Гейра на мысль, что отточенные штампы можно использовать для вырубки картонных коробок, а тупые для бигования картона для обеспечения ровного сгиба. В результате Гейр совместил печатный процесс с процессом производства коробок, что позволило ему производить до 7 500 коробок в час. Первым продуктом, упакованным в складную картонную коробку, стала «Квакерская овсянка», появившаяся спустя 7 лет после изобретения Гейра.
Существенно улучшить качество «картинки» на картонной упаковке позволило изобретение и внедрение в производство белого древесного картона. Произошло это в 1865 году во Франции. Высококачественная полиграфия сделала картонную коробку настоящей фавориткой упаковочной индустрии.
Появление гофрированного картона было связано с необходимостью создания не просто упаковочного материала, а материала, обеспечивающего защиту товара от механических воздействий. Сначала в 1871 году американец Альберт Джонсон предложил использовать для упаковки стеклянных колб и бутылок гофрированную бумагу (флютинг). Спустя три года был запатентован двухслойный гофрокартон (флютинг с одним плоским слоем). Владельцем патента стал американец Оливер Лонг, предложивший приклеивать к гофрированному картону плоский слой бумаги. А в 1881 году в США была выпущена первая машина с механическим приводом для изготовления двухслойного гофрокартона и сматывания его в рулоны. Еще год спустя американский подданный Роберт Томпсон запатентовал трехслойный гофрокартон. В 1916 году появился пятислойная, а в 1953 году – семислойная версии материала. С течением времени изменялись виды и размеры гофров. И поныне, рынок постоянно диктует все новые и новые требования к гофроупаковке.

Крафт
До конца XVII века бумага для упаковки применялась крайне редко, поскольку изготавливалась вручную и была предметом роскоши. До наших дней дошли, к примеру, вещественные доказательства того, что в конце XVI века в Нидерландах для упаковки и защиты иголок от ржавчины из черно-серой бумаги изготавливались специальные пакетики. Приблизительно в тоже время немецкие лавочники стали упаковывать свой товар в бумажные кулечки, сложенные из книжных страничек. Дело в том, что немецкие издатели были весьма рациональными и обычно не переплетали книги, пока на них не находился покупатель, страницы же непроданных книг по сходной цене сбывались лавочникам.
В XIX веке появились специальные виды упаковочной бумаги. Так, в 1827 году во Франции была изобретена «вощанка» – дешевая, покрытая с одной стороны олифой упаковочная бумага, а в 1853 году в Великобритании был выдан патент на так называемую пергаментную бумагу.

Жесть
Первые «жестянки» — табакерки, сделанные из листовой латуни и меди, подарил миру XVI век. Эти изделия стали прототипом жестяных банок и коробок, ставших популярными в XVIII–XIX веках. Массовое производство упаковки из жести стартовало в середине XIX века в старой доброй Англии. Сначала это были серийные коробки для бисквита. Затем в «жестянках» стали продавать чай, печенье, леденцы и другие продукты питания. Жестяные коробки и банки так искусно декорировали, что они с успехом выполняли сразу две функции – упаковки и предмета кухонного интерьера. Постепенно украшение внутреннего пространства кухни нарядными «жестянками» стало традицией для многих стран, которая отчасти сохранилась и поныне.
В бытовое употребление консервы входили постепенно. В 30-годы XIX века в лавках Европы и Америки продавались консервированные устрицы, мясо, а также фрукты и овощи, а в 40-х в России было изобретено и законсервировано порошковое молоко.
Самой известной консервной банкой в истории стала красно-белая упаковка супов-концентратов торговой марки «Campbells». Дизайн этикетки для супов «Campbells» разработал известный американский художник, основатель поп-арта Энди Уорхолл. Свое творение мистер Уорхолл увековечил, написав картину под названием «12 банок супа «Campbells».

Тюбик
Годом рождения тюбика принято считать 1841 год, когда американский ученый и художник Джон Рэнд запатентовал изобретенные им оловянные тюбики для хранения скоропортящихся красок.
В1890 году компания Colgate-Palmolive впервые в мире выпустила зубную пасту в тюбиках современного типа. Постепенно олово и свинец, из которых делались первые тубы, заменили на алюминий, а позже – на пластик. Однако по форме тюбик остался верен своим американским предкам.

Целлофан
Прозрачный, влагонепроницаемый и блестящий целлофан, в то время буквально творил чудеса. Покупатели, несмотря на бушевавшую в 30-е годы в Америке экономическую депрессию, активно раскупали товары в целлофановой обертке. «Целлофанированные» товары казались покупателям более современными и свежими.
Изобрел целлофан в 1911 году швейцарский химик, безуспешно пытавшийся придумать покрытие для скатертей, спасающее их от пятен. Промышленные масштабы производство целлофана обрело после того, как компания «Du Pont» в 1923 году запатентовала материал и в 1927-м произвела ключевое усовершенствование, превратившее целлофан во влагонепроницаемый материал для хранения продуктов.

Пластмасса
В 1907 году немецкий ученый Фредерик Киппинг открыл силикон, а его бельгийский коллега Лео Хендрик Бэкленд изобрел фенолоформальдегидную смолу — эти открытия, перевернули мир, положив начало эре пластмасс. Долгое время пластмассу использовали в качестве заменителя натуральных материалов при производстве разнообразных бытовых приборов и утвари. Пластмассы хорошо подходили для создания обтекаемых, изящных форм, которых требовал стиль модерн. Однако в упаковочном производстве возможности пластмассы до второй мировой войны не нашли должного применения, если не считать декоративных крышек, бесплатных приложений и окошек в складных картонных коробках.
На войне пластмассовые упаковки получили большее распространение. Одним из самых ярких примеров стала производившаяся для американских солдат этилцеллюлозная фляга с завинчивающейся крышкой. В пластмассовые емкости упаковывалось оружие, медикаменты и продукты. Целлофановые обертки на американских сигаретных пачках и термоформованные блистер-упаковки для лекарств появились также во время второй мировой войны. После победы союзников пластмассовая упаковка постепенно стала входить в жизнь мирных граждан по обе стороны океана.

Tetrapack
«Еще ни разу в истории человечества математическая идея не находила столь удачного практического воплощения», — так отозвался о знаменитом тетраэдре Tetra Pak великий датский физик Нильс Бор. Действительно, история упаковки Tetra Pak началась с того, что шведу Рубену Раусингу пришла идея о создании принципиально новой экономичной и гигиеничной упаковки для молока и молочных продуктов. Но путь от идеи до воплощения оказался длиной в 24 года.
В 1929 году Рубен вместе со своим другом и единомышленником Эриком Окерлундом основал небольшое предприятие «Окерлунд и Раусинг». Предприятием не без успеха было создано несколько вариантов упаковки для муки, сахарного песка, других сыпучих продуктов.
Первая упаковочная линия для производства упаковочных тетраэдров была сконструирована в 1952 году молочной ассоциацией «Лундаортенс». Она предназначалась для розлива сливок в упаковки объемом 100 мл. А в 1953 году на бумажные пирамидки Tetra Pak перешли крупнейшие молокозаводы Стокгольма. Затем их примеру последовали и другие шведские производители молока. За пределами Швеции первой оборудование Tetra установила компания Alster Milchwerk из немецкого Гамбурга. Так началось триумфальное шествие «пирамидки» Tetra по планете.
В 1961 году был разработан асептический вариант упаковки, резко увеличивший сроки хранения молочных продуктов, а в 1974 году канадская фирма Leiterie Cit впервые в мире упаковала в «кирпичик» от Tetra Pak сок. Сегодня компания Tetra Laval выпускает 90 млрд. упаковок в год, обеспечивая ими почти весь мир.

Аллюминий
В 50-годы прошлого века безалкогольные напитки и пиво разливались в основном в стеклянные бутылки. Поэтому супермаркеты Америки легкие напитки и пиво принимали на продажу только в жаркие месяцы. Частично проблему решила появившаяся в 1953 году консервная банка, выдерживавшая высокое внутренне давление пива.Окончательный успех банке принесли два новшества: изобретение алюминиевой банки в 1958 году и крышки с колечком, для которой не нужен консервный нож, в 1963 году. С проектированием колечка было немало трудностей, так как при вскрытии упаковки оно нередко отламывалось, и до содержимого уже было не добраться. Еще несколько лет ушло на проектирование колечка, которое вообще не отрывалось бы от банки.

Упаковка, как эффективная реклама
Основное назначение рекламы – продать товар. Причем сделать это так, будто бы потребитель считал, что это его осознанный и индивидуальный выбор. Методов и приёмов достижения этой цели существует огромное множество. Более того, об этом пишут книги. Но наряду непосредственно с рекламой существуют также и другие инструменты влияния на принимаемые потребителем решения. В этой статье мы рассмотрим один из них, а именно – упаковку.
Упаковка – лучшая реклама товара еще на начальном этапе. Ведь, прежде всего, разрабатывается упаковка, а уже потом – реклама. И, если профессионалы что-то не доработали в оформлении упаковки продукта, то, как раз в рекламе можно всё обыграть в свою пользу.
Социологи в рекламе большую роль отводят эмоциям человека (потребителя). Именно эмоции принимают решение в выборе продукта и формируют доверие к нему. Поэтому упаковка – это эстетическое восприятие товара. Если потребителю она не понравилась, то с ним уже практически невозможно работать, так как доверие к продукту утеряно. Ведь эмоции реагируют на внешние раздражители быстрее, чем человек осознает, что он раздражен.
Упаковка для товара – это элемент того, какое первое впечатление будет произведено на целевую аудиторию. Упаковка должна «говорить», то есть использоваться как средство коммуникации с потребителями.
Любой товар нуждается в разработке упаковки, которая придаст ему дополнительное конкурентное преимущество – яркое отличие. Повторение и однообразие – смертельные враги упаковки. Оригинальность, новизна, функциональность – вот те качества, которыми должна обладать современная упаковка. Практика показывает, что экономия на этапе дизайна упаковки может привести к тому, что компания будет производить продукт, который совершенно невозможно продать.
При разработке дизайна упаковки важно соблюсти не только фирменный стиль, но и манеру компании «держаться» на рынке. По мере развития технологий производства продукта, появляются и новые виды упаковки.
Этот вид рекламы наиболее результативный, поскольку покупатель может видеть её в месте продажи именно в тот момент, когда он принимает окончательное решение при покупке данного товара. Диапазон воздействия такой рекламы на покупателя значительно шире.
На сегодняшний день, практически каждый товар упакован, и покупатель, приходя в магазин, в первую очередь встречается с упаковкой. Поэтому кроме распространенности, у упаковки имеется основное преимущество – доступность. Она всегда находится именно в том месте и в тот момент, когда покупатель приходит в магазин с целью приобретения необходимого товара.
Ну а раз влияние упаковки так велико, то, конечно, упускать ее из внимания просто нельзя.
Любой товар привлечёт к себе внимание, если он будет оригинально упакован. Разработка уникальной упаковки позволяет завоевать сердце измученного рекламой потребителя.
Ниже представлены примеры нестандартной рекламы в виде креативной упаковки.
Наушники-ноты.
60-BUQF.jpg
Scanwood – приборы для кухни из натурального дерева.
65-ZZfL.jpg
Колбаски Porkinson важно лежат на полках супермаркетов, подчеркивая английский стиль и достаток. Продажи выросли более чем в два раза.
66-kj9p.jpg
Оригинальная и очень милая баночка с мёдом. Такую упаковку будет даже жалко выкинуть.
69-kJoQ.jpg 70-BUyJ.jpg
Водка Smirnoff с фруктовыми вкусами маскируется.
71-Yqyk.jpg 72-usDg.jpg 73-f2zw.jpg
Масло для пикника. Удобная упаковка с ножом.
84-aYRD.jpg 85-aq3W.jpg 86-Hupl.jpg 87-Svqm.jpg
Компакт-диск салями.
95-Vb8X.jpg
97-F09a.jpg
Напиток, дающий энергию. Судя по форме бутылки – электроэнергию.
99-rf5Q.jpg
Игра слов – быстрый перерыв (break fast) или завтрак (breakfast). Овсянка для тех, кто не успевает никогда позавтракать.
102-vqAH.jpg
Очень красочная упаковка для влажных салфеток Kleenex придумана японским дизайнером.
103-9Gbi.jpg
104-vlJb.jpg 105-47Zo.jpg
Чайный кораблик.
106-BNlC.jpg
Креативная упаковка обуви. Кроссовки, упакованные в виде пули – что ещё сможет так чётко передать скорость и чувство бега?
114-M2UA.jpg
Нестандартная реклама пряжи. Совершенно необычно выглядит шерстяная пряжа в виде человеческих волос с весёлыми лицами людей на обёртке. Их лица заставят каждого покупателя улыбнуться.
117-Nev4.jpg

Принципы пакетирования
Не всякая упаковка рассчитана на то, чтобы ее видели в месте продажи. Часто возникает необ­ходимость в дополнительной защите продукта и упаковки при перевозке и распределении, для чего используются различные виды (слои) упа­ковки, соответствующие определенным этапам рас­пределительного процесса, но всегда главным их назначением остается защита.
По существу, есть два основных типа упаков­ки: «первичная» и «вторичная». Первичная упа­ковка — та, что непосредственно закрывает про­дукт, а вторичная упаковка заключает в себе определенное количеств единиц продукции в пер­вичной упаковке и используется обычно при пе­ревозках. В зависимости от типа продукта и осо­бых требований, связанных с распределением, может возникнуть необходимость в дополнитель­ных (кроме указанных) уровнях упаковки — сло­ях третьей и четвертой степеней. Однако, обычно принято считать, что первичная упаковка это та, которую видят на магазинных полках, а вторич­ная — та, что используется при транспортирова­нии и распределении продукции.
Первичная упаковка выполняет важнейшую за­дачу идентификации продукта или торговой мар­ки. Она должна содержать всю имеющую отно­шение к продукту или же необходимую информацию о нем. Необходимо, чтобы она была стандартной по всем измерениям с тем, чтобы соответствовать стандартизированным размерам (магазинных) полок и контейнеров. Также необ­ходимо, чтобы на ней была нанесена четкая и точная графическая идентификация и изображе­ние продукта. В некоторых случаях упаковка кон­струируется так, чтобы помочь потребителю в пользовании продуктом, так, например форма емкости для напитков может быть чрезвычайно полезной при пользовании содержимым.
В не­которых случаях она может оказаться единстве­нным и самым важным средством в опознавании продукта, приобретая, таким образом, весьма важ­ное значение для достижения успеха в рыночных условиях. И этим средством не обязательно дол­жен быть графический дизайн — форма или конструкция упаковки зачастую создают яркий имидж продукта и легко ассоциируются именно с «тем самым» продуктом. Вторичная упаковка служит для помещения в нее и защиты единиц первичной упаковки во вре­мя их транспортировки и распределения от мес­та производства вплоть до места продажи. Хотя она также важна, как и первичная упаковка с точ­ки зрения защиты, она редко играет роль в созда­нии имиджа фирмы. В этом смысле от вторичной упаковки не требуется множества других функ­ций первичной упаковки и требований к ней предъявляемых.

Упаковка и окружающая среда
Упаковка и окружающая среда зачастую рас­сматриваются, как несовместимые элементы, инте­ресы и цели которых находятся в конфликте. Упа­ковочная индустрия затрачивает огромное количество материала только лишь для того, что­бы доставить продукты в сохранности в наши дома. Было бы, однако, ошибочно полагать, что этот материал расходуется впустую. Без него (матери­ала) большое количество того, что мы покупаем, было бы повреждено или совсем пропало, преж­де чем мы смогли бы им воспользоваться или просто увидеть. Возникает вопрос,- каков должен быть уровень использования материала для упа­ковки наших продуктов, как снизить этот уровень и каким образом перерабатывать то, что мы уже использовали. Все это должно делаться не в ущерб защитным свойствам упаковки.
В будущем, с неизбежным оскудением источни­ков получения материалов и ресурсной базы и, соответственно, с их удорожанием, и поэтому с удо­рожанием и усложнением методов избавления от отходов, дизайнерам и производителям предстоит постоянно искать новые решения для совершен­ствования методов упаковки. Упаковка стала неотъемлемой частью современного образа жиз­ни, мы возлагаем на нее немалые надежды и наша задача — повысить ее эффективность, подойдя к это­му делу со всей ответственностью.

Классификация упаковки
Основными признаками, по которым классифи­цируют тару и упаковку, являются:
— назначение;
— материал;
— состав;
— конструкция;
— технология производства.
По назначению тару и упаковку можно раз­делить на производственную, транспортную, потре­бительскую, специальную (консервирующую).
В зависимости от применяемого материала тару и упаковку подразделяют на стеклянную, де­ревянную, металлическую, полимерную, бумажную картонную и т.д.
Упаковку классифицируют по составу (тара и вспомогательные упаковочные средства), по различным конструктивным признакам: форме, размерам.
В зависимости от технологии изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную, сварную полимерные тару и упаковку.

Транспортная тара
Транспортная тара предназначена для перево­зок, складирования и хранения продукции. Эта тара может принадлежать любой организации, уча­ствующей в процессе обращения.
Транспортную тару условно можно классифи­цировать по следующим признакам:
кратности использования: разовая и много­оборотная;
стабильности размеров: жесткая, мягкая;
упаковываемой продукции: жидкости, сыпу­чие продукты, штучные грузы;
способу изготовления: сварная, склеенная, вы­дувная, литьевая, прессованная, термоформован-ная,вспененная;
материалу: ПЭ, ПВХ, ПП, ПС и т.д.;
— компактности: неразборная, разборная. Транспортная тара подразделяется на жесткую
и мягкую. Широкое применение в качестве жест­кой транспортной тары находят различного рода лотки, ящики, бочки, амортизационные вкладыши к ящикам, складные полимерные ящики и специальная тара для перевозки продукции с исполь­зованием пенопластов.
В жесткой транспортной таре особенно нуж­даются отрасли Агропромышленного Комплекса, потребность в ней составляет сотни миллионов штук. За последние годы этот вид тары из пласт­масс пришел на смену таре из традиционных ма­териалов. Жесткая транспортная полимерная тара обладает высокой прочностью и хорошим сопро­тивлением динамическим нагрузкам, не требует систематического ремонта, характеризуется дли­тельным сроком эксплуатации, надежно сохраня­ет продукцию от внешних воздействий, имеет кра­сивый внешний вид Из используемых для ее изготовления термопластов можно получать транспортную тару различной формы и конст­рукции, что обеспечивает рациональное затарива­ние продукции. Благодаря своей жесткости тара может легко штабелироваться в несколько ярусов, занимая при складировании минимальные пло­щади, без применения дополнительных устройств.
Основные способы изготовления жесткой транс­портной тары — литье под давлением, термофор­мование, ротационное формование, штамповка и прессование с применением сварки.
К мягкой транспортной таре относятся меш­ки, чехлы, вкладыши, мягкие складные контейнеры и упаковка из термоусадочной пленки.
Мешки широко применяются для перевозки и хранения различных сыпучих продуктов, химичес­ких удобрений и пестицидов, семян, гранулиро­ванных продуктов, красителей и др.
Мягкие контейнеры используются для транс­портирования и временного хранения сыпучих, гранулированных, штучных и жидких продуктов. Они заменяют фанерные барабаны, бочки, мешки и могут транспортироваться, заполненные грузом, на железнодорожных платформах или водным путем. Их применение снижает трудоемкость опе­раций по упаковыванию и позволяет обеспечить механизацию погрузочно-разгрузочных работ. До­стоинством мягкой транспортной тары из поли­мерных материалов является то, что пустая она легко складывается и занимает немного места при возвратных перевозках.
В последнее время в качестве транспортной тары все более широкое распространение получают упа­ковки с использованием термоусадочных пленок, которые применяются в виде индивидуальной и групповой упаковки в мясомолочной, рыбной, пи­щевой, медицинской и других отраслях промыш­ленности. Основной способ получения пленки -экструзия либо соэкструзия.
Производственную и транспортную тару иног­да (главным образом, за рубежом) называют рас­пределительной, поскольку она предназначена для продвижения товаров через товарораспредели­тельную сеть от предприятия-изготовителя до пун­кта назначения.
Особым видом транспортной тары являются поддоны и контейнеры, называемые тарооборудованием. К нему относятся ящичные поддоны, в которых товар доставляется с предприятий-изго­товителей и складов непосредственно в торговые залы розничных магазинов самообслуживания. Использование тарооборудования создает большие удобства как при транспортировании продуктов, так и при их реализации.
В торговом зале такой ящичный поддон играет роль торгового оборудования и заменяет стелла­жи, прилавки, торговые полки. Это позволяет ис­ключить очень трудоемкое звено в цепи товаро­движения — отбор товаров на складе по заказам розничных магазинов; эта работа перекладывает­ся в данном случае на самих покупателей. Устра­няется также и целый ряд других операций: вык­ладка товаров на полки стеллажей и прилавков, проставление на них цен, что приводит к ускоре­нию доставки товаров, снижению издержек обра­щения, уменьшению потерь от порчи товаров и в конечном счете — к увеличению прибыли в торгов­ле.
Применение поддонов очень удобно в торгов­ле овощами, фруктами, мясом, рыбой, поэтому они используются в пищевых отраслях АПК, а также в текстильной, химической, парфюмерной промыш­ленности.
Поддоны легко штабелируются как в рабочем, так и в сложенном виде, отличаются малой соб­ственной массой и высокой долговечностью, легко стерилизуются горячей водой и паром.
Ящичные поддоны из ПЭВП разнообразны по конструкции и размерам, выдерживают статичес­кую нагрузку до 1,4×106 К Изготавливаются склад­ные ящичные поддоны литьем под давлением. Раз­мер поддонов в плане — 1000×1200 мм, внутренняя высота — 600 мм, наружная (габаритная) -750 мм; высота в сложенном виде составляет 305 мм. Для обеспечения возможности замены поврежденных деталей все боковые стенки делаются съемными.
Эффективным способом повышения экономич­ности полимерной транспортной тары является ее максимальная унификация и стандартизация.

Унификация тары и упаковки
Унификация тары производится по виду (фор­ме), по типоразмерам и конструкции или по от­дельным конструктивным элементам. Унификация тары необходима для сокращения числа ее видов. Она способствует снижению расходов на разра­ботку и изготовление полимерной тары, оснастки; содействует организации специализированных производств с высокопроизводительным обору­дованием, механизации, автоматизации и роботи­зации технологического процесса. Некоторое од­нообразие унифицированной тары может быть компенсировано полиграфическим оформлением, варьированием цветовой гаммы используемых по­лимеров, декорированием отдельных элементов. Эти приемы позволяют создавать однотипную тару, отвечающую высоким эстетическим требованиям.
Унификация тары по типоразмерам базиру­ется на модульной системе, в основу которой по­ложены площади плоских поддонов, составляющие для стран-членов ИСО 1200×800, 1000×800 и 1200×1000 мм. Принцип создания унифицирован­ных размеров состоит в том, что площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, оп­ределяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары.
Исходными данными при разработке тары являются внутренние размеры. Они, в свою оче­редь, разделены на сетку кратных размеров, опре­деляющих наружные размеры потребительской тары.
Требования кратности распространяются на полимерную транспортную тару, получаемую из любого материала и любым способом. При этом размеры стандартного поддона являются модуль­ной единицей для конструирования и проекти­рования погрузочно-разгрузочных средств, опти­мальных площадей складских помещений, платформ различного вида транспорта. Эти раз­меры положены также в основу пакетных перево­зок.
Стандартизация полимерной тары призвана обеспечить современный уровень упаковки. Т.е. единство четких показателей качества, механичес­ких и амортизационных свойств, возможность ук­ладки в штабели, технологичность, эстетичность, пригодность к нанесению красочной печати.

Пачка с различными формами замка крышки

Торцы из шпона или на клее

Форма дна картонной коробки (автодно и ласточкин хвост)

Ласточкин хвост

Автодно

Comments are closed.