Введение в графический дизайн. Знакомство с дисциплиной. Основные определения.

Дизайн, общие понятия, краткая история

В переводе с английского языка design (от итал. disegno — рисунок) означает замысел, план, рисунок, эскиз, композиция. Однако подобная трактовка дизайна представляется слишком узкой, ведь композиция — всего лишь один из элементов дизайна.
С одной стороны, согласно определению, принятому в 1964 г. Международным семинаром по дизайнерскому образованию в Брюгге, дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают в себя внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое с точки зрения как потребителя, так и изготовителя.
С другой стороны, в общем случае дизайн — это совокупность визуальных свойств, присущих тому или иному созданному человеком объекту, которая определяет впечатление, производимое на человека. Иными словами, дизайн — это средство визуальной коммуникации. В то же время дизайн — это творческая деятельность, направленная на формирование определенного образа объекта в глазах потребителя.
Понятие дизайна намного шире, причем строгого определения дизайна как такового не существует. Дело в том, что в одних случаях «дизайн» означает собственно деятельность дизайнеров, в других — продукт этой деятельности (вещь или систему вещей), а иногда — область организации деятельности, взятую как целое. Оценка дизайна во многом субъективна и зависит от таких факторов, как исторический период, национальные особенности региона, модные на данный момент течения, культурный и возрастной уровни целевой аудитории и др.

Дизайн, в отличие от «чистого» искусства, носит сугубо прикладной характер. Его главная задача — донести до потребителя какую-либо идею, передать некое сообщение. Имеется тот или иной объект (интерьер, мебель, автомобиль, рекламное объявление), который необходимо сделать максимально привлекательным для потребителя, вызвать в его душе положительный отклик, облегчить восприятие. При этом дизайн всегда утилитарен, например электро-чайник должен не только привлекательно выглядеть, но и быстро греть воду, быть удобным и безопасным. Одна из основных функций дизайна — коммуникативная, и критерием качества дизайна можно считать то, насколько хорошо он выполняет эту функцию.
Возникновение и эволюция дизайна. С тех пор как человек начал создавать изделия, он стремился, чтобы они не только выполняли свои функции, но и были привлекательными с эстетической точки зрения. Уже в древних предметах быта (сосудах для хранения жидкостей, орудиях труда и особенно в оружии) явственно просматривается стремление тем или иным способом украсить вещь. Об этом свидетельствуют нанесение орнамента, инкрустация драгоценными камнями и металлами, применение специальных методов обработки, окраска, придание особой формы и т.д. Пока в производстве использовался преимущественно ручной труд, каждое изделие так или иначе несло на себе отпечаток личности мастера или работника, принимавшего участие в его изготовлении. Изделия, выполненные мастерами, зачастую являлись произведениями искусства.
В то время как любое произведение искусства уникально, дизайн в большей степени характерен для продукции массового производства. Поэтому наиболее верным будет считать, что дизайн возник в эпоху машинного производства в развитых капиталистических странах как средство, позволяющее увеличить сбыт продукции. В условиях жесткой рыночной конкуренции появилась необходимость выделить товар, подчеркнуть его потребительские качества, обратить на него внимание потенциального покупателя. При этом требовалось учитывать целый ряд факторов, также оказывающих прямое влияние на сбыт: функциональность, удобство использования, эстетическую привлекательность, легкость утилизации, экологичность, безопасность и др. Неудивительно, что сильный толчок развитие дизайна получило в США в период Великой депрессии 1929 г., так как тогда промышленность стала остро нуждаться в дополнительных средствах стимулирования сбыта.
Дизайн тесно связан с развитием технологий и промышленности. С началом производства какого-либо нового товара неизбежно возникает необходимость разработки его дизайна. Иногда дизайн нового товара заимствует характерные черты своих предшественников или товаров, близких по назначению (так было с первыми автомобилями, которые выглядели, как повозки без лошадей), а иногда создается «с нуля», подчиняясь требованиям функциональ-ности, удобства, безопасности товара (например, телевизор, сотовый телефон, калькулятор или ноутбук). Причем если еще в начале и середине XX в. на первом месте была функциональность изделия, то в дальнейшем все более важную роль начинает играть дизайн. Эта тенденция четко прослеживается практически во всех отраслях промышленности: в производстве автомобильных кузовов, бытовой техники, мобильных телефонов, мебели и др.
Несмотря на существование множества публикаций, посвященных истории дизайна, определить время его возникновения затруднительно, так как очень важную роль при этом играет используемая трактовка дизайна. В большинстве случаев приводятся примеры создания промышленной продукции при участии профессиональных художников. Однако часто функции дизайнеров выполняют (и вполне успешно) люди, вообще не имеющие художественного образования, например, инженеры, конструкторы, программисты или архитекторы.
Кроме того, считать продуктом дизайна только вещи (промышленные изделия) нет достаточных оснований. Большинство дизайнеров относят к дизайну не только интерьеры (которые, кстати, никак нельзя отнести к промышленным изделиям), но и выставочную экспозицию, промышленную графику, веб-сайты и даже новые системы организации производства, обслуживания или рекламы.
Графическому дизайну в его современном виде предшествовало создание фотомонтажей. Первые сведения о фотомонтаже датируются 1850-ми гг. Живший в то время в Англии Оскар Густав Рейландер создал фотомонтаж «Два жизненных пути», на который пошло около 30 негативов. Он был выставлен в 1857 г., после чего эту работу купила королева Виктория и подарила принцу Георгу. Однако отсутствие публичного признания привело Рейландера к тому, что он отказался от своей трудоемкой техники и перешел к фотографическим портретам.
В это же время англичанин Генри Пич Робинсон, подражая живописцам, создал ряд аллегорических фотомонтажей, выполненных в натуралистической манере и построенных на реальной перспективе. В частности, ему принадлежит работа «После дневного труда», созданная в 1877 г.
В годы Первой мировой войны немецкий график, фотограф и мастер фотоколлажа Джон Хартфильд (настоящее его имя — Хельмут Херцфельд), в молодости член берлинской группы художников-дадаистов, создал новое направление в области фотомонтажа — плакат-памфлет. В своих работах он использовал фотомонтаж как средство для прокламации своих левых взглядов, смещенный мас-штаб, обратную перспективу и другие приемы, с помощью которых он стремился добиться большей выразительности своих работ.
В Советском Союзе в жанре фотомонтажа работали такие художники, как А. Родченко, Э.Лисицкии, С.Телингатер, Г.Клуцис и др. Пик популярности фотомонтажа пришелся на 1920-е гг. В то время происходило становление фотографии, и художников привлекали новые возможности, открывающиеся благодаря этой тех-нологии.
Александр Родченко был первым, кто занялся производственным искусством и показал, что сделать плакат или кружку — такое же искусство, как живопись. Таким образом, он был одним из родоначальников современного дизайна. Родченко одним из первых применил в своих работах фотомонтаж. С оформления поэмы В.В.Маяковского «Про это» (1923) началась его совместная работа с Маяковским: оформление еще 12 книг Маяковского, создание декораций, костюмов и плакатов для пьесы «Клоп» в Театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве (1929). Его работы пользуются огромной популярностью, а любимая цветовая гамма (красный, черный и золото) становится основой стилистики всей советской рекламы. Отличительными особенностями графики Родченко в целом стали ясность замысла и воплощения, броскость, предельный лаконизм образов, эффектное, пластически четкое сопоставление шрифта и изображения: рекламные плакаты с текстами Маяковского, плакаты к фильмам «Киноглаз» Дзиги Вертова и «Броненосец «Потемкин» С.М.Эйзенштейна.
Родченко много работал в области книжной и журнальной графики. Помимо изданий ЛЕФа (журнал литературно-художественного объединения «Левый фронт искусства»), одним из лидеров которого он был, Родченко оформлял журналы «Журналист», «СССР на стройке», «Огонек», «Смена», «Пионер» и др. В 1925 г. он оформил советский отдел на Международной выставке декоративного искусства в Париже.
В те же годы в направлении конструктивизма работал художник Э. Лисицкий, на формирование взглядов которого большое влияние оказал К. С. Малевич. Художников, работавших в жанре фотомонтажа, было немного, но все они, как правило, были профессионалами высокого класса, получившими образование или в Московском художественно-промышленном университете им. С. Г. Строганова, или в Московском архитектурном институте (Государственной академии). Известны работы Юрия Балашова, Сергея Власова и Юрия Широченкова, Виктора Щербака и Сергея Бурого, которые не только создавали плакаты, но и сами выполняли постановочную съемку.
В 1960— 1980-е гг. большой вклад в развитие дизайна и эргономики внес Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). В нем работали крупнейшие специалисты, проводились исследования, издавался периодический журнал, посвященный актуальным проблемам дизайна.
В конце 1980-х гг. благодаря развитию предпринимательской деятельности и кооперативного движения спрос на рекламу и печатную продукцию резко возрос. В настоящее время спрос на качественную полиграфическую продукцию ежегодно увеличивается. В это же время подготовка изданий к печати стала полностью выполняться на компьютерах, а профессии дизайнера и верстальщика по праву относятся к числу наиболее востребованных и престижных.

Понятие эргономики.

Эргономика — наука, изучающая взаимодействие человека с различными предметами, находящимися в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Ее цель — дать рекомендации по созданию такой формы изделий и соответствующей системы взаимодействия с ними, которые были бы максимально удобными и безопасными для человека при их использовании.
Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства. Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования — система «человек — орудие труда — предмет труда — производственная среда». Она объединяет знания инженерной психологии, физиологии труда, антропометрии. Требования эргономики являются самыми важными для любого проектирования, в том числе и для печатных изданий.

Направления дизайна.

За относительно недолгий период в дизайне образовалось несколько базовых направлений: дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, промышленный дизайн, графический и веб-дизайн. Каждое направление имеет свою историю, свои тонкости и технологии.
Дизайн интерьеров — проектирование, отделка и обстановка внутренних помещений зданий.
Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зеленом строительстве. Главная его цель — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой.
Промышленный дизайн (промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн) — область творческой деятельности, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий: внешнего вида, структурных и функциональных особенностей. Промышленный дизайн охватывает широчайший круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоемких изделий. В традиционном понимании к промышленному дизайну относятся бытовые и промышленные приборы, разнообразный инвентарь. Особое место занимает дизайн мебели и оборудования для интерьеров, посуда и столовые приборы, создание которых имеет глубокие исторические корни. Наиболее передовой частью промышленного дизайна является автомобильный, транспортный дизайн.
Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-печатной среды. Графический дизайн основывается, с одной стороны, на традициях книгопечатания и полиграфического оформления, а с другой — на современных представлениях об особенностях зрительного восприятия человека.
Веб-дизайн (от англ. web-design) в узком смысле — это визуальное оформление веб-страниц. Он играет такую же роль для сайта, как полиграфический дизайн и верстка для бумажного издания. В настоящее время под термином «веб-дизайн» понимают именно проектирование структуры, идейной целостности не только интернет-ресурса, но и любого электронного издания, а также обеспечение удобства пользования этим интернет-ресурсом или электронным изданием.

Comments are closed.