Дэйв Эггерс: Сфера

Мэй Холланд крупно повезло. Она работает в идеальной компании «Сфера» – союз блистательных умов поколения, где все прислушиваются ко всем и все вдохновенно совершенствуют мир. Здесь Мэй окружают единомышленники, ее любят, ее труд ценят, начальство тревожится о ее личном благополучии и здоровье родных, а за просчеты критикуют мягко, потому что в Мэй верят. «Сфера» – технологический исполин, неуклонно шагающий по пути абсолютного добра. Мир прекрасен всюду, где его коснулась «Сфера», которая творит новый мир – мир без преступлений и преступности, где твоя жизнь – открытая книга; мир без секретов, без зависти и зла. Залогинься, ставь «лайки», дружи – и будет тебе счастье навсегда. В мире «Сферы» граждане сообща улучшают абсолютно прозрачный мир, в котором не осталось больше грязных тайн. И вообще никаких тайн не осталось. Ну в самом деле: если ты не делаешь ничего дурного, зачем тебе что-то скрывать?..
Роман лидера новой волны американской литературы критики окрестили «хипстерским «1984»». Начинающаяся как милая, полная всеобщей любви и дружбы, история о рае медиасетей постепенно перерастает в тревожную, апокалиптическую антиутопию, пугающую и завораживающую своей неотвратимостью.

Сколько времени вы ежедневно проводите в социальных сетях? Очень многие мои знакомые ежедневно пишут по несколько постов обо всем: о том, что они видели, о том, что им рассказали, некоторые даже делают селфи в магазине и спрашивают у друзей – а что мне лучше купить: вот это платье или другое? А насколько самооценка человека зависит от количества полученных лайков? Интернет все больше заменяет нам живое общение. Да, конечно, так удобно рассказать сразу всем своим знакомым о том или ином событии, пообщаться с теми, кто сейчас далеко от тебя. Но нужны ли нам сотни френдов, с которыми мы не встречаемся в реале почти никогда? Почему нам так необходима публичность, куча лайков под нашими фотками и постами? А задумываемся ли мы, к чему это все может привести? Пример такого вот будущего и нарисован в «Сфере». Очень ярко, выпукло, и сначала местами даже узнаваемо, что-то как будто списано если не с меня, то с моего хорошего знакомого… А потом столь же стремительно это развивается в какой-то кошмар, хотя вроде бы предпосылок к этому в начале никаких и нет. От других романов-антиутопий «Сфера» отличается именно тем, что все «стартует» в нашем реальном времени, все действительно может начать развиваться по похожему сценарию. Поэтому о нашем выборе и его последствиях нужно задумываться уже сейчас – чтобы потом не было поздно. «Сфера» позволяет нам посмотреть на нас самих со стороны – и всегда ли нам понравится то, что мы увидим? Может быть, пора задуматься, что стоит пойти покататься с друзьями на коньках просто ради того, чтобы приятно провести время и пообщаться с любимыми людьми, а не для того, чтобы выложить в соц.сеть очередную фотку и отслеживать, сколько же ты получил лайков и комментариев? Жить нужно в конце концов в реальном, а не виртуальном мире!
https://www.litres.ru/deyv-eggers/sfera-2/

Яна Завацкая: «Сфера» — фильм и книга — две большие разницы.

Не так давно я писала о книге Дэйва Эггерса «Сфера» («The Circle»), и вот, как только в наших широтах появился фильм по этой книге, конечно же, устремилась туда.
Что сказать? Конечно, приятно посмотреть еще раз на Гермиону, Эмма Уотсон — это хорошо. Но в целом фильм производит такое впечатление: лучше бы я еще раз перечитала книгу.
Действительно, достоинства книги сразу становятся гораздо заметнее — потому что в фильме ничего этого нет. То есть вообще ничего. Ни мастерски проработанной интриги, ни символики, ни катарсиса, даже все прекрасные визуальные образы книги безжалостно выброшены. Бегают невнятные люди и говорят напыщенные непонятно откуда взятые фразы.
В книге у Эггерса отлично выписана та самая атмосфера «стартапов, инноваций, коворкинга, лофта и смузи», и собственно, показано, каких диких монстров создают эти симпатичные, демократичные, хорошие ребята в этой самой атмосфере. Причем везде и повсюду: в личной жизни человек становится все более прозрачным, лишаясь приватной сферы, в политике «представители добра» организуют цветные революции против «злобных тиранов», война и смерть превращаются в шоу, навязанная коммуникация превращает жизнь в ад, контроль и слежка за избирателем и налогоплательщиком становятся все более тоталитарными, всеохватными. Но все это — без мрачной оруэлловской угрюмости и пыток в «министерстве любви», все это под идеологию Всеобщего Добра, ведь мы все ХОрошие, нам нечего скрывать, мы замечательные люди, прямо с рекламы ИКЕИ или сайта «ченч.орг», мы все хорошие, добрые. простые люди всех цветов кожи, абсолютно искренние, абсолютно открытые. Нам легко быть прозрачными, потому что скрывать нам и нечего, кроме, может, секса (но ведь секс — это так естественно и совсем не безобразно, уверяет идеология Сферы), ну и каких-то мелких грешков, вроде как спереть лодку, чтобы покататься.
Что еще немаловажно — в этой атмосфере считается, что как бы «все равны», какие классы, вы что? Билл Гейтс в свитере и джинсах, Стив Джобс — свой парень, Илон Маск, такой весь демократичный и инновационный — и любой из нас, мы все единое сообщество, мы все Хорошие Люди, которые хотят Изменить Мир к Лучшему.
И вот в книге эта идеология трещит по швам — оказывается, что мы НЕ хорошие. Одна из героинь ломается на том, что решает открыть миру и себе всю историю своих предков, и выясняется, что все они были рабовладельцами, охотниками на рабов, и даже родители были порядочными подлецами. Упс, оказывается,она не хорошая! Чернокожие сотрудники немедленно начинают писать, что такой даме доверять нельзя — выясняется,что далеко не все люди готовы прощать и любить.
Оказывается, что ей очень даже было что скрывать. А в кульминации Хорошие Люди затравливают до физической гибели ни в чем не повинного человека. Упс, ошибочка вышла! Но как в хорошей антиутопии, главную героиню не останавливает и это. Сфера побеждает. Жуть наступает.
Не знаю, зачем я все это пишу, потому что в фильме НИЧЕГО ЭТОГО НЕТ.
Там даже основную идею полностью перевернули, и в конце выясняется, что вся эта атмосфера «ченч.орг и ИКЕИ» вполне даже ничего, и беспилотники, которые вокруг постоянно кружат как коршуны — это нормально, ну только вот пара злобных скрытных капиталистов мешали всеобщему счастью, но открытость и прозрачность устранили и эту помеху.
Бедный Эггерс, честное слово!
Несложно догадаться, почему книга-предупреждение, резко антисистемная книга не могла быть показана в кино адекватно. Книга ведь не так опасна, как фильм. Аудитория у нее значительно меньше, и это — не те люди, которых опасаются власть имущие.
Я уже не говорю о том, что начисто потеряны даже элементарные визуальные решения. Ну хорошо, я понимаю, что для самой Сферы подобрать съемочную площадку более футуристического дизайна — это слишком дорого. Я понимаю, что невозможно было показать тюленей, на которых любуется героиня, или глубоководных рыб, которых привозит один из шефов. Это тоже дорого.
Но черт возьми, когда героиня шарахается по морю в полном тумане и во тьме, а на следующий день рассказывает, что «пейзаж был просто великолепный, я словно плыла в жидком серебре» — это фейспалм полный! А показать пейзаж — это что было, дорого или слишком трудно?
Резюме: потерянное время. Единственное,что в этом фильме хорошо — он отлично подчеркивает достоинства книги!
Пожалуй, перечитаю ее еще разик.
Источник

Comments are closed.