История шрифта

Письменность — важнейший этап в истории культуры, результат тысячелетних творческих устремлений человеческого общества.
Два понятия — рисование и письмо — тысячелетиями остаются близкими. Греческое слово «графо» означает и письмо, и рисование. Картинное письмо — пиктография — было начальным этапом в развитии письменности всех народов мира.
Шрифт — это совокупность знаков всего алфавита, визуально различных, но единообразно спроектированных. Те шрифты, которые используются сейчас, создавались и совершенствовались в течение тысяч лет, их форма сложилась под влиянием разных факторов. Среди современных компьютерных гарнитур можно встретить стилизации под шрифты всех времен и стилей. Чтобы понять, почему в искусстве шрифта сложились те или иные традиции и правила, рассмотрим происхождение самых популярных видов шрифтов.
Предшественником нашего современного письма считают письмо Древнего Египта. Египетское иероглифическое письмо восходит к XIV в. до н.э. Из-за необходимости писать быстро из иероглифов образовалось курсивное иероглифическое письмо для обыденных надобностей. Курсив (нем. Kursiv, от средневекового лат. cursivus, буквально — бегущий) — бегущее, быстрое письмо. Принято считать египетское иероглифическое письмо (рис. 4.1) родоначальником буквенных алфавитов.
img239-1
Упрощенное начертание иероглифических знаков получило название иератического, или жреческого, письма (рис. 4.2). Из иератического письма постепенно образовалась более простая форма — демотическое (народное) письмо.
img239-2
Так называемое алфавитное письмо (т. е. такой способ записи речи, при котором каждый знак соответствует одному определенному звуку) появилось на Ближнем Востоке около середины II тысячелетия до нашей эры. О его происхождении мало что известно, сохранилось очень мало древнейших алфавитных надписей. Достоверно известно только, что через финикийцев алфавитное письмо перешло к грекам. Финикийский алфавит состоял из 22 согласных и полугласных знаков (рис. 4.3).
img239-3
Греки преобразовали его в соответствии с требованиями своего языка. Шрифт древнегреческих надписей сильно отличается от современного письма, все линии в нем одинаковой толщины, но при этом надписи не выглядят монотонными благодаря различной высоте букв. Буквы выравнивались не по двум строкам, как сейчас, а по средней линии, а чередование треугольных и округлых элементов делает древнегреческий шрифт энергичным и подвижным. Этот шрифт необычайно прост, построен скупыми четкими линиями равной толщины, которые образуют простые геометрические формы: круг, прямоугольник, дуги, отрезки прямой, соединяемые в различных вариантах. Древнейшие памятники греческих капитальных букв (состоящих из прописных букв) восходят к VIII—VII вв. до н.э. Только в IV в. до н.э. стало общепринятым греческое капитальное (монументальное) письмо (рис. 4.4). Греческий алфавит явился главным источником алфавита латинского, бытового в Древнем Риме.
img240-1
От греческого алфавита (возможно, через посредство этрусского) произошел латинский алфавит.
В I — II вв. н.э. достигает своего совершенства римское капитальное письмо (лат. capitalis — большой, главный, солидный). Другое название — маюскул (лат. — несколько больший). Надпись, выполненная маюскулом, укладывается строго между двумя горизонталями, ни единой черточкой не выходя за пределы образованной им строки. Маюскул — это шрифт торжественных надписей, высекавшийся на колоннах, триумфальных арках, стенах. Его технология исполнения не является повторением технологии скольжения тростниковой палочки, а является медленным высеканием в каменной плите по заранее намеченному контуру (как правило, кистью, чем объясняется некоторая сложность построения овальных букв).Постепенно буквы стали более правильными и вычерченными, а не написанными. Затем сформировалась совсем новая деталь — засечка (сериф), а также впервые определились различия в толщине между разными штрихами.
img240-2
Наибольшую законченность и совершенство шрифт надписей приобрел к II в. н.э., например шрифт надписи на колонне Трояна (114 г. н. э.). Этот шрифт построен и вырисован, а не свободно написан. В Древнем Риме существовали и рукописные шрифты: это шрифт рустика с его характерными узкими пропорциями, со-хранившийся до XI в. Характерными чертами рустики являются тонкие вертикальные штрихи, причем горизонтальные штрихи выполнялись с сильным нажимом. В целом получается картина сжатого, узкого и высокого письма (рис. 4.6).
img241-1
Другим вариантом рукописного латинского шрифта был курсив. В курсиве буквы упрощались, соединялись друг с другом, утрачивали некоторые детали. Курсивом писали, например, на покрытых воском деревянных дощечках.
В конце I в. под влиянием Востока в римскую архитектуру стал все более проникать стиль круглых сводов, этот принцип округления стал все более проникать в письмо. Появился новый стиль — унциальное письмо. Удобство и быстрота начертания достигались в нем тем, что штрих принимал дугообразную форму, а углы округлялись. Полного своего развития шрифт достиг в IV в. и применялся до VIII в. (рис. 4.7). Он интересен тем, что под влиянием курсива в некоторых знаках унциала появились выносные, т. е. выходящие за линию строки, элементы. Еще не очень активные, они тем не менее придают этому письму более богатый и сложный ритм. В ранних греческих рукописях на папирусе, а затем и на пергаменте, тоже сложился стиль письма с четко разделенными пластичными знаками. Это так называемый греческий унциал, или устав, просуществовавший в Византии вплоть до IX в. Именно во второй половине IX в. монахи Кирилл и Мефодий создают на основе греческой (что неудивительно, ведь они получили образование в греческом монастыре) славянскую азбуку, которая распространилась на Руси в X в. и вытеснила древнерусскую письменность — глаголицу. Вместе с кириллицей в древнерусскую письменность пришел греческий устав.
Полуунциал — переход от прописных букв к строчным. Появляются связи между буквами. Полуунциал — новый шаг в усвоении беглости курсива при сохранении ясности письма (рис. 4.8).

В VIII — IX вв. сложился новый тип латинского письма, в нем слова разделены хорошо заметными пробелами (а не точкой, как в древнеримских надписях), а многочисленные выносные элементы облегчают чтение. Шрифт такого типа, с выносными элементами, выходящими за край строки, называется минускулом (лат. minusculus — очень маленький, строчный). Первый минускул появился во время правления французской королевской династии Каролингов, поэтому его называют каролингским минускулом. От каролингского минускула ведут происхождение строчные буквы современного латинского алфавита. (рис. 4.9). В позднем королевском минускуле (XI в.) появляются изменения: усиливается вертикальный штрих, уплотняется написание букв, округления как бы надламываются. Эти изменения означают переход к готическому шрифту, распространившемуся по всей Европе. На протяжении своего существования в различных странах готическое письмо приобрело особые местные черты и названия (рис. 4.10): к крайней готике относятся текстура и ротунда (круглоготическое итальянское письмо), к поздней готике — швабский шрифт (XV в.) и фрактура (XVII в.).
img241-2
В готическом письме буквы сближены и сильно вытянуты вверх. Вероятно, первоначально сужение букв было вызвано стремлением экономить место (пергамент был очень дорогим материалом), но оказалось, что такой стиль шрифта отражает вкусы позднего средневековья и прекрасно сочетается с готическим стилем в архитектуре. Готический шрифт господствовал в европейской рукописной книге вплоть до XV в., перешел из нее в первые печатные издания, а в Германии поздний вариант этого шрифта — фрактура — широко употреблялся вплоть до первой половины XX в. Сейчас также популярны готические шрифты, особенно в молодежной среде, но эти шрифты в основном — стилизации под итальянский стиль готического шрифта, так называемую ротунду, и, разумеется, являются только стилизациями, в их основе лежит современное начертание букв алфавита.
Строжайший стиль готического письма разработали в XV в. испанцы. В качестве пера употребляли колем — ширококонечно очищенный тростник, замененный в 624 г. птичьим пером. Оба вида пера соответствуют металлическому ширококонечному перу нашего времени, но эластичнее его.
В русской рукописной книге с конца XIV в. устав сменяется более легким и подвижным полууставом. Вероятно его выработали профессиональные переписчики, работавшие на заказ, чтобы ускорить процесс и сделать текст более компактным. В полууставе много надстрочных знаков, обозначающих сокращения, а также ударения и придыхания. При этом каждая буква в полууставе пишется отдельно, текст легко читается. Примерно в это же время в русских книгах появляется особый вид декоративного письма — вязь. Особое распространение вязь получает в XVI—XVIII вв. Вязь служила только для украшения рукописи и применялась в заголовках, первой строке текста или его раздела. Современные стилизации используют некоторые элементы полуустава и вязи в рисунке букв.
img229-1
Восточные шрифты и орнаменты выполнялись кистями. В качестве карандаша употреблялись свинцовые и серебряные палочки. Графитный карандаш впервые изготовил француз Конте в 1790 г. Железное перо начал использовать Нюрнбергский каллиграф Нойдерфер в 1544 г. Широкое применение металлических перьев началось только в середине XVII в. после изобретения стального пера.
В эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) возрос интерес к античной культуре во всех ее проявлениях. Переписывая античные тексты, писцы старались копировать и сам шрифт этих текстов, связывая его с античностью, и даже называли его антиква. Но копируемые рукописи были, как правило, более позднего времени, их переписывали не в античности, а в эпоху Каролингов, и входящий в употребление шрифт следовало бы называть новокаролингским, или гуманистическим (XV в.). Новое письмо — антиква (лат. antiquus — старый, древний), называемое также латинским письмом, переняло все новшества и положительные качества, достоинства. Местами изготовления зрелых в художественном отношении рукописей, выполненных антиквой в период расцвета Ренессанса, считаются города верхней Италии во главе с Флоренцией и Болоньей.
img242-1img230-1
Обратите внимание, рисунок заглавных букв отличается от строчных — заглавные буквы в латинских шрифтах такого типа происходят от древнеримских надписей, а строчные — потомки каролингского минускула. Вслед за книжным вариантом гуманистической антиквы появляется ее слитный, слегка наклонный вариант, употреблявшийся в письмах и документах, так называемый гуманистический курсив. Впоследствии именно это письмо стало основой как европейской каллиграфии, так и книжного курсива.
В середине XV в. наступает новая эпоха в развитии шрифта. Около 1440 г. Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатание. Для своих книг он использовал один из вариантов распространенного тогда в Германии готического шрифта. Примечательно, что изобретатель книгопечатания добивался, чтобы его книги выглядели как рукописные: он использовал несколько вариантов написания каждой буквы на странице, применял так называемые лигатуры (слитное написание соседних букв), а для нарядных инициалов оставлял свободное место — их потом рисовали от руки. Книги, напечатанные Гуттенбергом, отличаются совершенством печати и красотой.
Возрос интерес к теоретическим проблемам шрифта. Римский капитальный шрифт был в эпоху Возрождения одним из прекрас­ных проявлений античности. Шел поиск в пропорциях, в зако­номерностях соотношения отдельных частей, в точности постро­ения шрифтов. Появляются трактаты о построении шрифта. Лука Возрос интерес к теоретическим проблемам шрифта. Римский капитальный шрифт был в эпоху Возрождения одним из прекрас­ных проявлений античности. Шел поиск в пропорциях, в зако­номерностях соотношения отдельных частей, в точности постро­ения шрифтов. Появляются трактаты о построении шрифта. Лука Пачоли в 1509 г. предложил построение буквы на основе квадрата, его диагоналей и вписанной в него окружности. Все дуги образованы точным движением циркуля. Альберт Дюрер использовал квадрат, разделенный на 10 час-тей. Он отказался от использования окружности и диагоналей. Некоторые детали он предлагал рисовать от руки (книга Дюрера «Наставление к измерению циркулем и угольником…», 1525 г.). Дюрер сконструировал свой шрифт для архитекторов.
img242-2
В начале XVI в. в Италии, а затем и в других странах появляются учебники каллиграфии. Каллиграфия быстро стала самостоятельным видом искусства, ее появление совпало со сменой стиля в архитектуре и изобразительном искусстве: на смену стилю эпохи Возрождения пришел стиль барокко. Именно в каллиграфии проявился стиль барокко в шрифтах, книги по-прежнему набирались антиквой. Современным стилизациям под рукописные, каллиграфические шрифты XVI — XVIII вв. (рис. 2.3) далеко до оригинала, ведь кажущаяся легкость и свобода в украшении букв артистическими росчерками достигалась годами обучения, а также использованием специальным образом заточенных гусиных перьев.
img231-1
Известный типограф Альд Мануций разработал первый типографский курсив. Раньше курсив применялся как основной шрифт, сегодня только для выделений в тексте.
Тип гуманистической антиквы долго оставался господствующим и цельным. В начале XVIII в. антиква становится контра-стнее, плотнее, наклонные оси в округлых формах сменяются вер-тикальными. Шрифт отрешается от свободного начертания, буквы становятся выше и уже, рисунок — геометричнее. Вырастает контрастность соединительных штрихов. Засечки переходят в шрифт.
Наиболее характерные формы классической антиквы сложились во второй половине XVIII — начале XIX вв. в шрифтах Дидо (Франция) и Бодони (Италия). Антиква Дидо представляет собой самый строгий, чистый и торжественный тип классической антиквы.
img243-1
Живописная графика XVIII в. и стиль рококо, вычурный, тяготеющий к криволинейности, способствовали возникновению так называемых живописных шрифтов.
Огромное количество шрифтов было создано в XIX в. Родился контрастный жирный шрифт Торна. Были созданы такие шрифты, как египетский и его модификации, итальянский. Создавались декоративные, или украшенные, шрифты, которые нередко так орнаментировались, что затруднялось их чтение.
img243-2
Создателями славянской азбуки были монахи-проповедники братья Кирилл и Мефодий. С именем Кирилла связана азбука древнерусского письма, получившая название «кириллицы». Впервые была создана азбука с четкой и ясной графикой знаков. В основу было положено греческое унциальное письмо. Новая азбука была распространена по всему государству.
Старославянская письменность известна с X в. в двух различных начертаниях: глаголицы и кириллицы. Вначале оба начертания существовали параллельно, но со временем за основу русской письменности была взята кириллица. Древнейшие русские рукописи XI в. были написаны кириллицей, почерком, который получил наименование устав. Одним из лучших образцов уставного письма является «Остромирово Евангелие». Позже устав сменился полууставным письмом.
img244-1
Достоинство полуустава состояло в скорости написания текста. Уставы и полууставы выполнялись по строго определенному правилу — уставу, от которого и произошло их название. Постепенно появляется скорописный шрифт — скоропись, которая использовалась при переписывании книг, составлении деловых бумаг, актов.
Начиная с XV в. в написании заглавий применялось особое письмо — вязь. Она представляла собой декоративное письмо, с помощью которого выделялись заглавия в виде непрерывного равномерного орнамента. Лучшие образцы русской вязи сложились в середине XVI в. в Москве при Иване Грозном, а также в Новгороде. Первые книги, напечатанные Иваном Федоровым, славились красиво выполненной вязью, гравированной на дереве. Начиная с XVIII в. искусство оформления книг вязью постепенно стало приходить в упадок.
В 1708 г. Петр I ввел в обязательное употребление новый русский гражданский шрифт, представляющий собой синтез традиционных русских и родственных им форм латинского шрифта того времени. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт близок к западноевропейской антикве. Главным достоинством нового шрифта являлась удобочитаемость, простота и ясность конструкций букв. Были введены арабские цифры вместо обозначения цифр буквами. Проведенная реформа способствовала распространению грамотности на Руси. Первой книгой гражданской азбуки была книга под названием «Геометрия славенски землемерие», выпущенная Печатным двором в Москве в 1708 г.
На протяжении XVIII в. русский шрифт был усовершенствован. Выносные линии укорочены, некоторые ненужные элементы букв убраны. Шрифт стал единым и более строгим по рисунку.

На рубеже 1820 —1830-х гг. произошла резкая перемена вкуса, в архитектуре главенствует эклектика. В шрифтах на смену конструктивным, ясным, хорошо читабельным шрифтам строгого классицизма пришло разнообразие форм и начертаний. Кроме изменения пропорций и декоративного оформления существовавшей новой антиквы, появляется новый вид шрифта — брусковый, или египетский. Для этого типа шрифта характерен незначительный контраст между вертикальными и горизонтальными штрихами и такой же толщины засечки, иногда чуть скругленные (рис. а). Брусковый шрифт всячески отделывался и украшался. Разновидностью брускового шрифта принято считать итальянский (Italian, не путайте с английским названием курсива — Italic), для него характерны маленькая разница между толщиной вертикальных и горизонтальных штрихов и гораздо более широкие засечки, иногда скругленные (рис. б).
img231-3
Разумеется, фигурные шрифты предназначались не для набора текста, а для заголовков и рекламных объявлений, причем часто каждая строка набиралась шрифтом своего рисунка. Такое разнообразие декоративных форм продолжало развиваться как в западноевропейской, так и в российской культуре вплоть до начала XX в. Характерная для того времени эклектика, т. е. свободное заимствование и произвольное сочетание элементов разных стилей, сказывается и в рисунках шрифтов. В это время начинает бурно развиваться реклама, и она также накладывает отпечаток на шрифты середины XIX в.: складывается характерный стиль газетных и журнальных объявлений, набранных исключительно с целью привлечения внимания, шрифтами разных рисунков и размеров; фасады домов скрыты спорящими друг с другом вывесками.
В самом конце XIX в. в архитектуре и изобразительном искусстве появляется новый стиль — модерн. Этот стиль также проявляется и в шрифтах, они так и называются по названию архитектурного стиля. Для этих шрифтов характерно использование «текучих», плавных линий и необычных начертаний отдельных букв. Часто шрифты составляли единую композицию с графическими орнаментами. Современные версии шрифтов этого стиля представлены на рис.
img232-1
В это же время (на рубеже XIX—XX вв.) возникает и противоположное стремление: вернуться в строгие рамки классических традиций и возродить утраченную цельность и красоту старинной книги. В Англии Уильям Моррис, известный художник-декоратор и крупный специалист по средневековому искусству, в 1891 г. основал типографию, для которой сам разработал шрифты и украшения по образцам ранней итальянской книги. Его шрифты близки к гуманистической антикве XV—XVI вв. и отличаются от большинства современных ему наборных шрифтов подчеркнутой пластичностью. В России к образцам классической книги обратились художники из группы «Мир искусства». На обложках и титульных листах, оформленных такими художниками, как М.Добужинский, Е.Лансере, К. Сомов, Г. Нарбут, свободно варьировались книжные и рукописные шрифты эпохи барокко и классицизма.
В 1920-е гг. с возникновением нового архитектурного стиля — конструктивизма — появляется новый вид шрифтов. Буквы в этих шрифтах предельно упрощены, утолщения и засечки исчезли. Криволинейные элементы по возможности сводились к прямоугольным. Конструктивисты избегали курсивных начертаний, их композиции часто сами по себе динамичны, строятся по диагонали или вертикали, но сами буквы — статичны. Такой тип шрифта назвали рубленным, или гротеском. Впоследствии гротески приобрели некоторое разнообразие, появились округленные элементы и даже шрифты, скругленные элементы которых имеют четкую форму круга (рис. а). Для гротесков характерно отсутствие курсивных начертаний, для них обычно используются так называемые наклонные начертания (рис. б).
img232-2
В 1930— 1950-е гг. в европейском (а затем и мировом) искусстве появляется новый стиль — арт деко. Существенного влияния на шрифтовое искусство он не оказал, но стилизации под характерные шрифты той эпохи встречаются, в том числе среди компьютерных гарнитур.
img233-1
В советском искусстве, начиная с 1930-х гг., наблюдается определенный возврат к шрифтам типа «антиква». Количество гарнитур, применяемых в это время, ограничивается ГОСТом. В конце 1950-х — начале 1960-х гг. в советском искусстве вновь начинаются поиски более свободных форм, отражающих личность художника. Художники стремятся передать живое ощущение быстрой, легкой работы, не боясь даже некоторой небрежности.
Наряду с новыми вариантами привычных шрифтов, начиная с 1960-х гг., создаются шрифты непривычных начертаний. Появление световых табло, а также низкое разрешение первых мониторов и печатных устройств потребовало создания шрифтов, основанных на модулях или использовании стандартных элементов. Быстрое развитие устройств вывода устранило техническую необходимость в создании таких шрифтов, но оказалось, что они обладают определенными эстетическими достоинствами и активно влияют на стиль современного шрифта.
img233-2

Comments are closed.