Фестиваль студентов полиграфической отрасли

С 26 февраля по 28 февраля 2018 г. в МИПК им. И. Фёдорова (Москва) проходил XII Международный фестиваль профессионального мастерства студентов полиграфической отрасли. Для участия в фестивале приехали гости из дальнего и ближнего зарубежья и городов России (Беларусь, Эстония, Самара, Санкт-Петербург, Уфа, Тверь, Казань и многие другие).
Студенты «Академии управления городской средой, градостроительства и печати» принимали участие в следующих конкурсах, проводимых в рамках фестиваля:
1. Выставка плаката «Космос».
2. Лучшая фотография
3. Графический дизайн
Репортаж с аналогичного Фестиваля прошлого 2017 года можно посмотреть по ссылке.

Конкурс графического дизайна.

DSC08901
Мы впервые участвовали в конкурсе графического дизайна. Конкурс этот проходит по стандартам World Skills. И хотя у меня уже есть диплом эксперта WS, тем не менее, с проведением конкурса по этим стандартам столкнулся впервые. На первый взгляд, в задании не было ничего сложного – сверстать небольшой рекламный каталог ювелирных изделий с внутренним блоком из 16 полос, форматом А5 . Но при детальном рассмотрении возникают некоторые недосказанности и двусмысленности:
— студенту сразу не сообщаются итоговые цели, а задания выдают частями, то есть сначала блок, а на следующий день — обложка.
— в проект вносятся нестандартные и непонятные поначалу установки, например, односторонняя печать, система CMYK без указания вида печати.
— не выдаются критерии, на основании которых будет осуществляться оценка.
И тд и тп. Складывается ощущение, что студента специально хотят запутать, чтобы повысить отсев среди участников.
Не хочу сказать, что это плохо, но мы к такому повороту были не готовы.
В рамках семинаров и круглых столов для преподавателей мы несколько раз говорили о движении World Skills. В целом сложилось впечатление, что подготовка к конкурсам подобного рода к реальной практике имеет такое же отношение, какое олимпийское движение имеет к массовой физкультуре. Но, тем не менее, определённую планку оно задаёт и интерес, в том числе и у студентов вызывает. Поэтому, лучше уж так, чем никак.
DSC08917
В результате наша студентка Ульяна Бельтюкова попала под власть стереотипов, которые навязываются при обучении, и не обратила внимание на ряд нестандартных нюансов. Выбрав в качестве фона чёрный цвет, что для ювелирного каталога является стильным решением, она применила плотный чёрный цвет, который предусматривает помимо 100% чёрного ещё и добавление определённого процента триадных цветов в равных пропорциях. Но она не учла, что такой подход имеет смысл только при офсетной печати, а единственный образец данного каталога будут печатать явно на машине цифровой, причём, скорее всего, тонером. А в цифровой печати есть свои особенности. Поэтому напечатанный результат получился весьма странным. Цвет плашек вышел на бумаге не чёрным, а коричневым. Но главная беда в том, что обтравленные изображения в формате PNG на коричневый фон легли чёрными прямоугольниками, в которых уже находились изображения украшений.  Само использование PNG при этом было ошибочно, поскольку PNG не позволяет использовать систему CMYK, которая использовалась в документе InDesin. К тому же стиль оформления обложки явно оставлял желать лучшего. Впрочем, предоставим слово самой участнице конкурса.

ВНУТРЕННИЙ БЛОК:
ТЗ — не совсем ясное в плане печати, печатать разворотами или для собирания внакидку? Почему односторонняя печать? Но о том, что нам придется это все собирать, мы узнаем на следующий день.
ПЕЧАТЬ — отсутствие каких-либо знаний. Полностью сбивает с настроя английская версия и маленькая оперативка на компьютерах (работают достаточно медленно, чтобы начать подпсиховывать). В плане объединения контуров, настройки стилей абзацев, помещения иллюстраций, текста и пр., и пр. — никаких проблем. Но упаковать для печати — не наш формат. Было от силы два-три занятия, еще с Арап, знаний не осталось никаких. К тому же печать — это типография. А у нас ее считай что нет. Дальше изготовления ОРМ мы не уходим. Говорить о печати без типографии бессмысленно: для подложки журнала был создан составной черный цвет: 50/50/50/100, иллюстрации в фш были обтравлены и сохранены в png с прозрачным фоном. Тем не менее подложка получилась коричневой, а фрейм у иллюстраций — глубоким черным. Почему?
ВРЕМЯ. Постоянный шум за дверью. Первое и одно из самого главного, что надо усвоить — время. Оно строго ограничено. И его надо грамотно рассчитать. С этим особых проблем не возникает. Разработка макета на бумаге с 10 до 12, работа с иллюстрациями с 12 до 13, обед, с 13:45 и до 16 — собирание макета. На деле выходит, что на иллюстрации время трачу побольше, на собирание макета — поменьше.
ДИЗАЙН — с этим нет особых проблем. Прошу листки и рисую макеты страниц, объединяя кольца по материалу и цвету вставки, текст делаю неброским.
ТЕКСТ — почти сразу выбираю гарнитуру Minion Pro — достаточно аккуратная, достаточно журнальная и есть на всех компах. Фреймы делаю прямоугольными, без оборванного края, смотрю, чтобы они вписывались в разворот и композицию. Больше текста делаю там, где иллюстрации совсем отвратного качества.
ИЛЛЮСТРАЦИИ — у всех надо ставить качество 300 dpi, все надо обтравливать. Качество иллюстраций не то, что ужасное, а попросту отвратительное. Какие-то иллюстрации огромные, какие-то совсем крохи. Это тоже приходится учитывать и выкручиваться. Очень, очень раздражает постоянно подвисающий компьютер.
Упаковка файла делается абсолютно наугад. Если бы даже интерфейс был на русском, то это едва ли спасло положение.
КОЛОНТИТУЛЫ — переменные. Вообще не вопрос, золото и серебро: потому что так и разбила иллюстрации.
ОБЛОЖКА:
ЛОГО — это ювелирка, а, значит, что почти все сделают алмаз из линий. Надо думать. Акваника, вода, волна, капля, кольцо — получается вполне прилично. Отрисовываю кривыми в люстре, делаю три шестигранника и совмещаю.
ДИЗАЙН — остается мало времени, потому что все ушло на лого и ожидание, пока компьютер отвиснет.
Постоянно напрягает, что соседка смотрит за тем, что я делаю, и подворовывает идеи. Время, время, время! Очень сковывает этот фактор, нельзя даже по сути перевести дух.
ПЕЧАТЬ — очередная западня.
Как вывод: дизайн, разработка макета — могу, печать — не то, что не умею, а даже не знаю. Английская версия — не такая уж и беда, все нужные функции знаю, просто немного смущает. Умение рассчитать время — отличная способность, компы с хорошей оперативкой — это круто.

Интересный подход выбрали эстонские товарищи. Поскольку девушка, участница конкурса, по-русски не понимала совсем, то эксперту-компатриоту было позволено ей объяснять задание. Что они там на своём языке обсуждали, причём довольно долго, не знает никто. Не удивительно, что они заняли первое место 🙂
DSC08921

Краткие выводы по конкурсу графического дизайна
И не только по конкурсу, но и на основании обсуждений ситуации с преподавателями других колледжей.

1. Первый блин всегда комом. Конкурс непростой, мы к нему были не очень готовы, но понюхали порох, в следующем году будем щетиннее и призовое место будет у нас с большей вероятностью.
2. Мои подозрения по поводу языка ПО оправдались. Конечно, учить и учиться на русском проще, но участие в конкурсах, особенно в международных, подталкивает выбор в сторону английского. Если он есть, конечно, такой выбор. Не уверен я в том, что нет какого-нибудь постановления Минобра о том, что ПО должно быть в колледжах не только современным, но и локализованным. Впрочем, в издательско-полиграфическом колледже имени Ивана Фёдорова всё графическое ПО – английское, во всех кабинетах. Если им можно, то почему нам нельзя? И это не говоря уж о том, что неизвестно что у студентов будет стоять на будущих рабочих местах. Всё-таки, переход с английского на русский существенно более прост, чем с русского на английский, особенно с учётом нашего знания последнего. Насколько возможно у нас перейти во всех компьютерных классах на английское ПО – большой вопрос — и организационный и финансовый.
DSC09237
3. При обучении отсутствует связка издатель-полиграфист. То есть издатель делает электронный макет и не видит его в печати, а полиграфист не умеет создавать даже самые простые электронные макеты. В то же время, в связи с увеличением цифровых типографий, на рынке увеличивается спрос на универсальных работников, умеющих одновременно верстать и печатать на цифровых машинах, поскольку бизнесу в малой типографии просто не выгодно держать двух сотрудников, где вполне может справиться один. Не то чтобы это какая-то сложная задача, да и большинство студентов на рабочих местах легко могут этому научиться. Но всё же, с учётом всё возрастающей ориентированности обучения на практику, на этот вопрос надо тоже обращать внимание.

Конкурс фотографии.

klxUC0I4s6A
В этом году участников было чуть меньше, чем в прошлом, но ребята были тоже очень серьёзные. Здесь мы с Анастасией Никитенко уже традиционно заняли 3 место. Особенность этого конкурса в том, что в нём, также как и в предыдущем случае, есть определённое противоречие между профессиональными требованиями и конкурсными. Если от профессиональной коммерческой фотографии, в большинстве своём, требуется технически грамотная съёмка снимаемого объекта или субъекта, то от фото для конкурса требуется прежде всего некая творческая составляющая – сюжет, двусмысленность, социальная значимость. Единственный раздел фотографии, где возможны подобного рода пересечения – фотожурналистика, что для издателей и полиграфистов не совсем характерно. Всё же в подготовке фотографов для издательской деятельности прежде всего приходится ориентироваться на то, что снимать им по большей части придётся предметку – товары для каталогов, возможно изредка постановочные портреты, ещё реже – простую репортажку. Учить грамотной съёмке Street Photo нет смысла – за него не платят. А на конкурсах подобного рода востребован прежде всего именно этот жанр.
DSC09229
В этом году организаторы конкурса отправили участников в метро снимать на тему «Удивительное рядом». Связано это решение было с тем, что на улице стояли аномальные морозы около -23 грд. Но при съёмке в метро, хоть там и тепло, у молодых ребят возникли свои сложности, прежде всего с полицией. Но предоставим слово самой участнице.

Фестиваль — крутая возможность углубить и расширить свои знания, познакомится с ребятами из разных городов, посмотреть на привычные для себя вещи другими глазами.
Конкурс по фотографии был классной возможностью проявить себя по всем фронтам: от владения камерой до взаимодействия с миром. Мое задание, которое я узнала только при встрече с куратором, заключалось в съемке в метро. Нам раздали зеленые листочки на которых были напечатаны карта метро, тема «Удивительное рядом. Метро», технические параметры фото, время для съемки (2 дня по 3 часа) и обработки (2 дня по 4 часа) в цифрах очень много и здорово. На деле — ровно впритык. Для меня сложность еще заключалась в том, что я была впервые в метро Москвы.
В первый день съемки я больше присматривалась к метро, людям, ситуациям. Фотографировала, что видела. На человека с камерой в метро люди реагируют очень по-разному: кто-то просит удалить снимки, кто-то закрывается, кто-то пробегает мимо. Иногда сама подходила к людям с предложениями. Соглашались после рассказа о фестивале. А вот полиции мои рассказы оказались совсем не по вкусу и просили собрать штатив и уехать, так как фестиваль не согласовал с метро нашу съемку, но я проезжала одну станцию и снова выходила снимать 🙂 Аккуратнее со штативом в метро! На мой взгляд, главное, в этой съемке было умение в какой-то степени абстрагироваться от всего вокруг, есть только ты с камерой и задание, и в то же время быть одновременно везде.
Во второй день мне было более-менее привычно находится в метро и я уже не просто искала кадры, а пыталась их создавать: вагон метро на выдержке, потоки людей и тп. Кстати, очень выручил меня бейджик «Участник Фестиваля» так как стоит его показать, и люди узнают, что ты не просто маньяк с камерой, а участник мероприятия, и занимаешься серьезными вещами 🙂
Обработка. Времени на ее отводят за глаза, так что можно спокойно пить кофе и обрабатывать снимки почти как дома. Приветствуется приходить со своим ноутбуком, но если его нет, то тебе там дадут, но есть пару но: он на английском языке, версия не последняя и скорее всего ноутбук будут немного тупить (лучше по десять раз сохраняться). У меня не было ноутбука, все сделала, просто чуть дольше и с меньшим комфортом. И еще, во время обработки к вам обязательно будут судорожно заглядывать в ноутбук другие участники + будут фотографировать со стороны (для отчета), но все это никак не должно вас отвлекать и тем более напрягать. Обязательно нужно смотреть, чтобы снимки совпадали с требованиями (кол-во пикселей, цветовая модель и тп) и не забыть флешку, так как работы все скидывали на один ноутбук.
Последний день, выставка.
Утром мы пришли в зал и что я вижу? Мои работы при печати провалились в темный. Картинка с монитора не совпала с печатной версией. Не могу сказать, что фотографии стали катастрофическими, но крайне неприятно. Мне нужно было посмотреть включена ли яркость монитора, посмотреть на разных устройствах как выглядят снимки, да или просто прогуглить марку ноутбука и посмотреть про цветопередачу, про такое в отзывах точно напишут. Но, только все это нужно делать до и вовремя обработки, а не как я. Но теперь знаю как поступать в таких ситуациях.
А еще очень хочется отметить один момент, что когда повесили наши работы и я увидела кадры других ребят, то обратила внимание, что у одного участника очень крутые кадры, обработка, стиль и качество кадров на высоте, но я не увидела там метро. Важно снять не просто качественно и хорошо обработать, но и снять так, чтобы отразить тему, показать свое виденье (об этом писали и в листиках с заданием).
В целом, конкурс оказался крутой прокачкой знаний в фотосфере, умения нестандартно мыслить, находить подход к незнакомым людям и искать выход из различных ситуаций.

DSC09335

Фото Анастасии Никитенко участвующие в конкурсе

Краткие выводы по Фото-конкурсу
1. Опять английский в интерфейсе фотошопа!
2. Не циклиться на просмотре фото на экране – фото нужно печатать! Поэтому нужно обращать внимание на допечатную подготовку! Делать фото ещё более светлым, особенно в тенях. Ещё больше сдвигать жёлтый цвет в синий. По возможности уходить в ЧБ.
3. Всё-таки надо как-то пробуждать в учениках творческую жилку.

Конкурс плакатов «Космос».

DSC09274
В заочном конкурсе плакатов для выставки «Космос» участвовали 8 работ наших студентов и 6 из них заняли призовые места.

  • Ганичева Анна, 1 место в номинации «Живопись»
  • Кузнецова Алёна, 1 место в номинации «Плакат»
  • Самойлова Снежана, 2 место в номинации «Плакат»
  • Никитенко Анастасия, 2 место в номинации «Плакат»
  • Бельтюкова Ульяна, 3 место в номинации «Плакат»
  • Паламарчук Алексей, 3 место в номинации «Плакат»
  • Вереникина Ксения
  • Филиппова Дарья

Жаль, что в этом году мы не участвовали в конкурсе миникниг, обычно на этом конкурсе наши студенты получают много грамот. Также в будущем хотелось бы участвовать в конкурсе печатников – у этого конкурса очень солидный спонсор «Гейдельберг-СНГ» и дорогие призы победителям, что могло бы стать для студентов дополнительной мотивацией к обучению.
DSC09248DSC09244
DSC09184
DSC09151

А ещё  на фестивале был конкурс упаковки, в котором мы никогда не принимали участия и вряд ли будем, потому что такой специальности у нас нет. А в то же время «конструктор упаковки» сейчас рынком востребован существенно больше, чем «издатель», да и денег такие работники зарабатывают существенно больше.
DSC09251
DSC09260

Также в рамках фестиваля проходило несколько интересных мероприятий

Круглый стол на тему: «Как стать чемпионом World Skills».
DSC08953
Докладчики: победители Чемпионатов WSR Степанова Е., Аксенова А., Чугунова Т.. Девушки, участницы российских и международных чемпионатов World Skills по специальности «печатник», рассказывали о своём опыте. Обратил внимание на 2 момента:
1. В чисто мужской специальности на конкурсах высокого уровня участвуют и побеждают девушки! Не то чтобы совсем нет достойных российских юношей, но они лишены амбиций и настроены в большей степени на зарабатывание денег, а не славы.
2. То, о чём я уже говорил выше – подготовка к конкурсу и подготовка к реальной работе относятся друг другу примерно так же, как олимпийское движение к массовой физкультуре.
Полную аудиозапись можно послушать по ссылке.

Круглый стол на тему: «Влияние движения WSR на образовательный процесс СПО».
DSC09202
Эксперты: Минаева О.Е., преподаватель МИПК им. И. Федорова
Ермаков А.В., преподаватель МИПК им. И. Федорова
Москалева А.В., дизайнер, учредитель дизайнерской группы ООО «Арт Цех»
Подгородская О.С., Марунова И.В., мастера производственного обучения МИПК им. И. Федорова
Продолжение разговора о World Skills в полиграфии и дизайне. Здесь особенно интересно было послушать Москалеву Анну Викторовну, поскольку она достигла серьёзных успехов сразу в трёх ролях:
1. Как представитель работодателя, поскольку является учредителем и владельцем бизнеса в области дизайна.
2. Как преподаватель, поскольку ведёт несколько курсов в ВУЗах по графическому дизайну.
3. Как эксперт международного класса World Skills, подготовивший участников международных соревнований от России по специальности «Графический дизайн».
DSC09201
Также именно она занималась организацией проведения конкурса «Графический дизайн» на этом фестивале. Очень много говорила о значимости дизайна при создании полиграфической продукции, о том, как учить дизайну, чтобы это не было скучно, рассказывала как проводятся международные конкурсы по компетенции «Графический дизайн». В то же время у нас «Академии» предмет «Реклама и Дизайн» в новом учебном плане заменили на «Рекламу и маркетинг», то есть теперь дизайну студентов мы вообще учить не будем.
Также Анна Викторовна обратила внимание на крайне слабую материально-техническую базу СПО, которая не позволяет готовить высокопрофессиональные кадры, не говоря уж о международных конкурсах. Особенно это важно для полиграфии, где материальная база – это основа успеха. Но и в графическом дизайне этот фактор тоже немаловажен. Компьютерное оснащение колледжа имени Ивана Фёдорова, также как и у нас, оставляет желать лучшего. Компьютеры старые и слабые, поэтому они не позволяют одновременно загрузить в оперативную память 3 пакета Adobe, а следовательно, и оптимально выполнять задание. Но всё же у них компьютеры лучше, чем у нас — 4 гб RAM, 64-разрядная ОС.  И то, что всё графическое ПО во всех классах на английском – это порадовало. Также порадовало наличие источников бесперебойного питания почти у всех компьютеров.

Полную аудиозапись семинара можно послушать по ссылке.

«Современные световые проекционные технологии в городской среде».
DSC09212
Презентация Московского международного фестиваля «Круг света». Спикер: Шустов Андрей – куратор фестиваля. Воркшоп – использование светового проекционного оборудования и архитектурного макета. Radugadesign медиадизайн студия.
Довольно интересно молодые ребята рассказывали о том, как они на голом энтузиазме сделали интересный современный бизнес на стыке нескольких технологий.
DSC09217

Круглый стол на тему: «Инновационный подход в современном книгоиздании».
Модератор: Кушелева Т.Е.
Интересный доклад, основанный на исследовании, которое провёл колледж имени Ивана Фёдорова. Многое из того, о чём говорилось, было достаточно очевидным, но были и любопытные моменты. Заинтересовали специализации, в которых уже нуждается бизнес и к которым ещё никто никого не готовит:

  • Менеджер — бильд-редактор;
  • IT специалист в производстве электронной книги;
  • Контрактный управляющий;
  • Специалист по электронным изданиям;
  • Правозащитник виртуальных систем;
  • Тренд-вотчер/форсайтер;
  • IT-редактор;
  • Менеджер по IT-продажам.

Также меняется у работодателей интерес к категориям персонала. Меньше всего сейчас они заинтересованы в персонале экономическо-управленческого направления и прочих экономистах/аналитиках/плановиках/маркетологах. А наиболее им интересны — редакторы электронных изданий, художественные редакторы, дизайнеры, специалисты по работе с клиентами.
Полную аудиозапись этого семинара можно послушать по ссылке.
Презентацию можно скачать по ссылке.

Также я делал доклад об особенностях профессионального образования в Финляндии, где рассказал о нашей командировке в колледж Esedu.

Ещё несколько фотографий с фестиваля.
Здесь виден новый способ борьбы за чистоту в колледже — бахилы.
DSC09280
Групповой снимок преподавателей
DSC09292
Награждение кураторов
DSC09370
В самом конце был фуршет с красивым тортом
DSC09419

Ссылка на новость о фестивале на сайте колледжа имени Ивана Фёдорова.

Обсуждение закрыто.