Архитектура шрифта

Строение и конструкция буквы. Как правило, шрифт делится на знаки двух типов: прописные и строчные. Они имеют различное происхождение и соответственно различную архитектуру. Прописные знаки произошли от греческого и римского монументального письма. В них больше прямых линий, вертикалей и горизонталей, они стремятся к равновесию и симметрии. Строчные буквы более динамичные, в них присутствует большое число выносных элементов.
Наличие засечек и каплей имеет то же происхождение, что и сама конструкция знаков. Для прописных букв характерны засечки, присущие монументальным надписям, для строчных — капли, позаимствованные у техники письма пером (см. рис).
img238
Пропорции внутри шрифта. Глядя на читаемый текст, человек привык видеть определенную ритмическую структуру. Чтобы эта структура не нарушалась, а глаза читателей не уставали, все знаки шрифта должны обладать определенными пропорциями и соотношением белого и черного внутри знака.
Есть три типа шрифтов, различающихся соотношением знаков по ширине: разно-, равно- и моноширинные.
В разноширинном шрифте больше всего заметна разница в ширине знаков относительно друг друга. Эта разница сложилась исторически в процессе развития и совершенствования шрифта, она обеспечивает хорошую читабельность, такие шрифты воспринимаются как наиболее гармоничные.
Знаки в равноширинных шрифтах, конечно, не одинаковы по ширине, но оптически выглядят одинаковыми. Такой шрифт обладает большей строгостью и статичностью.
В моноширинном шрифте все знаки находятся на равных по ширине кегельных площадках. Создание такого типа шрифтов было вызвано необходимостью: появлением рычажной пишущей машинки. Самыми популярными в то время были брусковые шрифты, на основе такого шрифта и был разработан стандартный шрифт для машинки.
Современная стилизация представлена на рис.
img234-1
Гарнитуры и начертания. Гарнитурой называется комплект начертаний шрифта, объединенных единым художественным замыслом. Гарнитура обычно имеет название, например Arial или Verdana.
Начертания отличаются друг от друга по определенным признакам: прямое или наклонное (для гротесков), или курсивное (для антиквенных шрифтов), а также по насыщенности и ширине знака. Полный комплект начертаний для одного шрифта может включать в себя: нормальное, жирное, полужирное, сверхжирное, светлое, сверхсветлое, узкое. Для каждого из этих начертаний также может быть еще и наклонный (курсивный) вариант. Не для всех гарнитур существует полный комплект начертаний, как правило, есть нормальное, наклонное (курсивное) и полужирное начертания. Для некоторых шрифтов существует только одно начертание.
img234-2
Курсивные знаки обычно несколько уже и светлее прямых. Эта традиция опять же обусловлена техникой письма пером.

Насыщенность шрифта. Отношение толщины основного штриха к высоте буквы называется насыщенностью шрифта. Толщина основного штриха может варьироваться в очень значительных пределах от сверхсветлого до сверхжирного начертания. Толщина основного штриха в начертании нормальной насыщенности составляет примерно 1/7 высоты строчного знака. Очень светлые и очень жирные начертания лучше использовать в большом кегле, иначе в светлых начертаниях не будет видно букв, а в жирных — внутрибуквенных просветов.

Ширина и пропорции знаков. В пределах одной гарнитуры ширина знаков (относительно друг друга) обычно остается неизменной, а вот пропорции могут изменяться довольно сильно (чаще в гротесках и брусковых шрифтах, чем в антикве).
Пропорции шрифта — это отношение ширины и высоты знаков шрифта. Соответственно в зависимости от пропорций начертание шрифта может быть узким, нормальным и широким.

Контрастность шрифта. Соотношение толщин основного (вертикального) и вспомогательного (горизонтального) штрихов называется контрастностью шрифта. Крупный контраст делает буквы достаточно изящными в крупных кеглях, но плохо читаемыми в мелких. Лучше всего читается шрифт с контрастностью от 1: 2 до 1 :3.

Наличие засечек. Расширяющиеся росчерки на концах основных штрихов называют засечками. Они являются не только декоративным элементом, но и помогают зрительно отделять одну букву от другой. Из множества видов засечек самыми известными считаются скругленные засечки, они соединяются с основным штрихом плавной кривой (скруглением).
Есть также засечки без скруглений. Они соединяются с основным штрихом под углом. Такие засечки обычно имеют форму бруска или клина. Брусковые засечки имеют прямоугольную форму и равную толщину со штрихами буквы. Волосные засечки — очень тонкие, не имеют скруглений в месте соединения с основным штрихом буквы.

Классификация шрифтов, принятая в русско- и англоязычной литературе. Классифицировать шрифты принято для удобства их выбора и использования. Единой, общепринятой классификации шрифтов до сих пор не существует.
По области применения шрифты можно разделить на две основные группы: те, которые предназначены для набора текста, и те, задача которых — привлечь внимание читателя, сделать текст заметным. Получаются две большие группы шрифтов: текстовые и акцидентные.
Главная задача текстового шрифта — не отрывать читателя от смысла текста. Текст должен хорошо читаться, не отвлекая внимания на отдельные элементы. Поэтому рисунок такого шрифта должен быть максимально нейтральным и привычным. При этом проектирование таких шрифтов представляет особую сложность для дизайнера, потому что к текстовым шрифтам применимы самые жесткие требования к форме каждой буквы и к форме и размеру внутри- и межбуквенного пространства.
Главная задача акцидентных шрифтов — привлечь внимание читателя. Достичь этого можно отказом от привычных форм букв. Если читатель видит необычную форму, он останавливает свое внимание отдельно на ней, а не на содержании текста. Такие шрифты не используют для набора сплошных текстов.
Выделяют также заголовочные и выделительные шрифты — это, как правило, особые начертания внутри текстовой гарнитуры (курсив, полужирный и т.д.).
Заголовочные шрифты не подходят для сплошного набора из-за насыщенности, плотности или ширины.
Выделительные шрифты тоже не используются для набора сплошного текста. Курсив хорош для выделения какой-то части в тексте, но непривычен в основном наборе.
Текстовые шрифты в свою очередь делятся (по стилю и времени появления) на три большие группы: антикву, брусковые (египетские) и рубленые (гротески).
Антиква. Ее принято подразделять на классическую (ренессансную), новую (классицистическую) и переходную антикву.
Классическая (ренессансная) антиква появилась в конце XV и начале XVI вв. в Италии. Для нее характерны: умеренный контраст между основными и вспомогательными штрихами, открытость форм, наклонные оси округлых знаков, несимметричные скругленные засечки.
Новая (классицистическая) антиква имеет следующие характерные черты: большой контраст между основными и вспомогательными штрихами, вертикальные оси овалов, закрытые формы знаков, соединительные штрихи и засечки (без скруглений) уменьшены до волосных линий, круглые капли.
Как следует из названия, переходная антиква является переходной фазой от старинной антиквы к новой. Характерные черты: больший контраст, практически вертикальные оси овалов, скругленные симметричные засечки и полузакрытые формы знаков.
img235-1
Брусковые (египетские) шрифты. Они появились в Англии в начале XIX в. и применялись сначала как титульные, но в XX в. завоевали популярность как текстовые шрифты газетного набора. В этих шрифтах все штрихи, включая засечки, зрительно уравнены по толщине.
Брусковые шрифты можно поделить на две группы: приближенные по форме к антикве и приближенные к гротеску.
Брусковые шрифты, приближенные по форме к антикве (кларендоны), похожи на классическую антикву, у которой убрали контраст между основными и вспомогательными штрихами. Для таких шрифтов характерны симметричные скругленные засечки, закрытые или полузакрытые формы, вертикальные оси овалов, а капли и концевые элементы близки по форме к классической антикве.
img236-1
Брусковые шрифты, приближенные по конструкции к гротеску, появились уже в XX в., когда были распространены различные гротески. По форме такой шрифт напоминает гротеск с засечками. Характерные черты: небольшой контраст между основными и вспомогательными штрихами (либо его совсем нет), засечки прямоугольной формы и той же толщины, что и основные штрихи, почти без скруглений.
img236-2
Рубленые шрифты (гротески). Это шрифты без засечек и заметного контраста между основным и вспомогательным штрихами.
Гротески подразделяют на три группы: старые, новые и геометрические.
Старые гротески появились в XIX и начале XX вв. Характерные черты: некоторая архаичность и неправильность форм; могут быть как открытыми, так и закрытыми, несколько грубоваты.
Новые гротески появились в Швейцарии примерно в середине XX в. Характерные черты: равноширинность знаков, закрытость форм и практически отсутствие контраста между штрихами.
Геометрические гротески появились в Германии в рамках конструктивизма в 1920— 1930-е гг. Характерные черты: формы, кото-рые выглядят составленными из простых геометрических фигур, дуг и линий.
В англоязычной литературе часто встречается разделение текстовых шрифтов на шрифты с засечками (Serif), к которым относятся как антиквы, так и брусковые шрифты, и шрифты без засечек (Sans Serif), к которым относятся гротески. Иногда такие обозначения входят в название гарнитуры, например Lucida Sans.
Все остальные стилизации под исторические шрифты, а также современные шрифты нетрадиционных начертаний можно отнести к акцидентным шрифтам.

Comments are closed.