В 1873 году будущий классик мировой литературы написал следующую фразу:
«Мы врезались в косяк противных жирных дельфинов, занятых своей привычной игрой».
Писатель попросту не знал, что дельфины милые и няшные. У него не имелось никаких специальных предубеждений относительно данных созданий — ни положительных, ни отрицательных. Дело в том, что приязнь к дельфинам, имевшаяся в древнегреческой культуре, к XIX столетию уже давно исчезла, а дельфиномания XX века была ещё далека.
К тому же классик был уверен, что дельфин — это такая же рыба, как и остальные киты (точно так же, как рачков артемий он принял за червей, а кораллы — за кусты). И поэтому, встретив здоровенных лоснящихся чёрных рыб — увидел что-то вроде гигантских скоростных сомов с огромными зубищами. И испытал отвращение.
…Мы почти не задумываемся над тем, как много вокруг нас сущностей, симпатичных благодаря выработанным предубеждениям.
Перечислять их здесь было бы слишком смело — я и сам бы, пожалуй, до последнего с пеной у рта доказывал, что нечто, к чему я привык относиться с симпатией, нравится настоящему мне, а не инфицировало меня вместе с детскими книгами и кинематографом.
Однако сама по себе возможность «брендирования» и даже «ребрендинга» явлений пугает. В качестве примера тут можно привести не только пропасть исторических персонажей, меняющих репутации посмертно как пальто, но и сущности социальные. Ограничимся банальностями: пухлота долгое время и во многих местах была тождественна красоте («мужчина полный, интересный»), а сексуальные девиации, по нашу сторону радужного занавеса вызывающие отношение от равнодушного до брезгливого, в странах по ту сторону занавеса после многолетней «дельфинизации» вызывают автоматическое умиление и поддержку.
Было бы интересно как-нибудь, не прибегая к словосочетанию «окно Овертона», смысл которого достаточно далёк от широкой читающей аудитории, провести полную инвентаризацию явлений, дельфинизированных за последний век в разных странах.
Рубрики
Метки
Esedu Excel InDesign Mikkeli overprint raw trapping word WorldSkills ИИ ИТ Москва СССР Финляндия Шрифт безопасность гаджеты зрение интернет история книги конкурс лекция литература маркетинг мотивация музей образование обучение оверпринт печать праздник профессия редактор реклама роботы субботник текст техникум треппинг упаковка успех фантастика фестиваль цвет-
Свежие записи