Материалы и инструменты

Материалы для рисунка и графических работ

Графитовые карандаши появились в XVI в. благодаря открытию в Англии месторождения графита и постепенно заменили металлические грифели. Графит распиливали на карандашные стержни, которые для предупреждения частых поломов и загрязнения рук обматывали по всей длине тесьмой. В дальнейшем графит стали смешивать со смолой и сурьмой, а в конце XVIII в. — с глиной, после чего его обжигали. Так появились графитовые стержни, напоминающие современные. Изменяя количество добавляемой глины и время обжига, получают стержни различной степени твердости. Одновременно с усовершенствованием графитовых стержней было предложено вклеивать их в деревянные пеналы.
Промышленность выпускает карандаши трех типов: черные графитовые, копировальные (химические), цветные.
0_a1213_b1a513fc_origКарандаш «Ретушь» изготовляют из тонкомолотого березового угля и глины с добавлением сажи. Особенность «Ретуши» — интенсивный черный цвет и хорошее сцепление с бумагой. Он имеет различные степени твердости: № 1 (очень мягкий); № 2 (мягкий); № 3 (среднетвердый); № 4 (твердый).
Уголь — простой древесный уголь в виде круглого стержня длиной 10… 12 см и диаметром 5…8 мм. Мягкий, хорошо растирающийся на бумаге уголь дает художнику богатые возможности. Углем можно провести сравнительно тонкие линии и нанести пятна различной формы; широкая тональная шкала угля позволяет быстро находить самые светлые и самые темные тона натуры.
Этот мягкий, ломкий, крошащийся материал плохо соединяется с бумагой, осыпается, поэтому выполненные им рисунки нужно фиксировать или хранить под стеклом. Чтобы уголь лучше ложился на бумагу, выбирают шероховатую бумагу, а гладкую слегка трут шкуркой, чтобы сделать ее более восприимчивой к углю.
Сангина представляет собой карандаш интенсивного коричневого цвета. Карандаши сангины дают теплый красноватый или темно-коричневый цвет. Сангину изготовляют из тонко перетертой жженой сиены и часовярской глины. Работа сангиной во многом напоминает работу углем. Сангина хороша при работе в технике «гризайль» (выполнение работы различными оттенками одного цвета). Она хорошо растирается ватой, при этом получаются более тонкие и прозрачные слои.
Выпускают сангину в виде круглых стержней длиной 58 мм, диаметром 7…8 мм в коробках по 20 штук.
Соус, или, как его называли раньше, черный мел, внешне похож на сангину, обладает интенсивной красящей способностью. Цвета его — черный, серый, коричневый. Состоит из пигмента, часовярской глины, мела.
Соус дает бархатистый тон, хорошо ложится на поверхность бумаги. Им работают либо так же, как сангиной, либо, измельчив его в порошок, наносят на бумагу сухой жестой кистью, с последующей прорисовкой деталей карандашом «Ретушь» или черным карандашом. Порошок соуса при мокром способе разводят водой и работают им как акварелью, при этом он напоминает черную или цветную тушь.
Соус выпускают в виде стержней длиной 56 мм, диаметром 11… 13 мм в коробках по 10 штук.
Пастель представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков. В ее состав входят спрессованные пигменты, каолин, бланфикс, мел, часовярская глина, белая сажа.
Пастель отличается от других материалов, применяемых для рисунка, бархатистостью и матовостью цвета. Пастель очень плохо удерживается на поверхности, даже при незначительных механических воздействиях она осыпается. Поэтому ею работают на шероховатой бумаге или на специально приготовленном основании. Для закрепления рисунков, выполненных пастелью, применяют фиксаторы-закрепители, однако при этом пастель теряет свою бархатистость, а рисунок — яркость и насыщенность цвета.
Пастель выпускают в виде цилиндрических стержней длиной 52…65 мм, диаметром 7… 13 мм, наборами по 25, 50, 126, 146, 185 шт., а также по 10 шт. одного цвета или тона.
Кроме обычной пастели выпускают кремниевую пастель, которую изготовляют на основе гидрата окиси кремния, углекислого магния и окиси магния. Отличительная особенность — высокая прочность. Рисунки, выполненные этим материалом и зафиксированные кремниевым фиксативом, не теряют бархатистости и матовости.
Тушь — черная краска, состоящая преимущественно из специально приготовленной сажи, получаемой при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол, а также из нефти (нефтепродуктов). Ее могут выпускать в виде палочек, в состав которых входит каолин. Главная особенность туши — глубокий черный цвет. Лучшая черная тушь — «китайская». Тушь разбавляется водой, что дает возможность изменять ее цветовую насыщенность: тон ее может колебаться от буроватого до серебристо-серого. После высыхания она не растворяется водой. Тушь наносят пером или кистью.
9917Бистр — прозрачная коричневая краска, изготовляемая из древесной сажи, получаемой при сжигании буковой древесины. Специально обработанную сажу смешивают с клеевым раствором вишневой либо сливовой камеди или декстриновым клеем. В зависимости от степени пережога буковой древесины и прокаливания сажи получают тот или иной оттенок бистра. При работе с бистром используют кисть и перо.
Сепия (от лат. sepia — каракатица) — светло-коричневое красящее вещество. Добывают из чернильного мешка в теле моллюска — сепии или изготовляют искусственным путем. Цвет натуральной сепии — коричневый. Искусственная сепия от натуральной отличается многообразием цветовых оттенков.
Фломастер — ручка с пористым стержнем. «Перо» фломастера (фетровое или нейлоновое) легко и свободно идет по бумаге в любом направлении и оставляет за собой ровную плавную линию. При выполнении рисунка применяют фломастеры с различной толщиной пера. Заряжают фломастеры раствором типографской краски для глубокой печати с растворителями в виде толуола и пинена. Фломастеры выпускают различных цветов, есть фломастеры для работы по текстилю.
скачанные файлыРезинки стирательные (ластики) бывают мягкими (для работы с карандашом, углем) и жесткими (чернильные).
Резинка для работы карандашом (углем) должна стирать с бумаги карандашные линии, удалять грязь, не оставляя на бумаге пятен и не повреждая ее. Для удобства резинку разрезают по диагонали и стирают острыми гранями с легким нажимом в одном направлении. При сильном нажиме и быстром стирании резинка разогревается от трения и размазывает графит, втирая его в бумагу. Эти пятна трудноудалимы и на них плохо ложатся краски и тушь.
Чернильную резинку применяют для стирания начерченных линий, вдавленных в бумагу. Она снимает верхний слой бумаги, поэтому должна быть жесткой, но не твердой. Чернильную резинку можно заменить мелкозернистой наждачной бумагой.
Резинка должна быть всегда чистой, перед началом работы ее пробуют на чистом листе бумаги. Резинка, долго лежавшая в сухом месте, твердеет, поэтому хранить ее длительное время не рекомендуют.
6521_24_363x400


Материалы для живописи и оформительских работ

Акварель входит в группу клеевых красок. Название «акварель» происходит от слова «аква» — вода, которая является растворителем для этого вида красок.
Связующим веществом акварельных красок являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин — легко растворимые водой. Эти краски содержат также пластификатор — глицерин и инвертированный сахар. Глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. В акварельные краски вводят поверхностно-активное вещество — бычью желчь, позволяющую легко наносить краску на бумагу, так как желчь препятствует скатыванию красок в капли. Для предотвращения разрушения красок плесенью в них вводят антисептик — фенол.
Акварель — единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается не только чистотой применяемых материалов, но и высокой дисперсностью пигментов.
В тех случаях, когда необходима непрозрачность, матовость, смешивают акварельные краски с соответствующими гуашевыми, или акварель разводят на мыльном растворе.
Чтобы акварель не потеряла своих основных свойств, хранят ее в сухом, хорошо вентилируемом помещении при температуре от 0 до +30°С.
Акварельные краски по назначению подразделяют на художественные (для живописных работ) и учебно-оформительские — в зависимости от тонкости помола красящего пигмента.
Выпускают акварель в виде твердых плиток, уложенных в коробку, либо в фаянсовых, пластмассовых чашечках (мягкая акварель), или в тюбиках (полужидкая акварель).
Гуашь относится к клеевым водоразбавимым краскам. Различие между акварелью и гуашью заключается в том, что гуашь включает в себя меньше связующего компонента и больше пигмента, кроме того, для большей укрывистости многие гуашевые краски содержат белила (свинцовые, цинковые, титановые, баритовые). Поэтому высохшая краска белеет.
С гуашью чаще работают плакатисты и графики. Ее широко применяют в декорационной живописи, эскизах, цветных набросках. Гуашь удобна тем, что дает возможность вносить исправления в процессе работы. Слой краски средней толщины сохнет от 30 с до 3 ч в зависимости от влажности воздуха. Плакатная гуашь отличается от художественной большей кроющей способностью и цветовой насыщенностью из-за замены цинковых белил каолином, меньше разбеливающим краску и делающим ее более плотной, насыщенной.
Для декоративных работ и оформления спектаклей выпускают флуоресцирующие гуашевые краски, состоящие из суспензии флуоресцентных пигментов, где связующим являются клеи с добавлением пластификаторов и антисептика (пигменты-растворы красителей и люминофоров в органических конденсационных смолах). Эти краски флуоресцируют под воздействием ультрафиолетовых и видимых фиолетовых, синих и зеленых лучей. В результате отраженный и излучаемый пигментом свет содержит желтых, оранжевых и красных лучей больше, чем в падающем дневном свете, поэтому яркость и насыщенность красок увеличивается в 2 — 3 раза. Флуоресцентная гуашь при искусственном освещении (облучении ультрафиолетовыми лучами) усиливает свою яркость, что используют при декорационных эффектах в темноте.
Гуашевые флуоресцентные краски разбавляют водой. Эти краски имеют низкую кроющую способность, поэтому их рекомендуют наносить на белую подложку — белый грунт, бумагу и т.п., что делает их более яркими, при этом краску наносят тонким слоем. Флуоресцентная гуашь не водостойка, поэтому применять ее вне помещений не рекомендуют. При смешивании флуоресцентной гуаши с обычной яркость краски резко снижается.
Хранить гуашь следует при комнатной температуре, оберегая от замерзания. Засохшую гуашевую краску разводят водой, при этом она сохраняет свои свойства.
Выпускают гуашь в пластмассовых банках разной емкости и в тюбиках. Продают гуашь по отдельности или наборами в картонных коробках.
Темперу применяют для художественных и декоративных работ в течение многих лет. В Средние века и эпоху Возрождения особенно была распространена яичная темпера, которой работали многие выдающиеся художники. На Руси этот вид темперы широко использовали в иконописи и росписи храмов. Ее применение было обусловлено недостаточно быстрым высыханием масляных красок, что в некоторых случаях вызывало определенные неудобства.
Темперная живопись занимает промежуточное место между клеевой и масляной, сочетая в себе достоинства той и другой. В работе ее можно комбинировать с акварелью, маслом, гуашевыми красками, пастелью, углем. Отличительной особенностью темперы является ее быстрое высыхание, позволяющее художнику работать быстро, что особенно удобно на пленере. Высохший красочный слой имеет матовую поверхность.
Существует много видов темперы в зависимости от веществ, образующих эмульсию: яичная, казеиново-масляная, лаково-масляная и др. Развитие химии полимеров позволило создать акриловую и поливинилацетатную (ПВА) темперу.
Темпера ПВА более прозрачна, эластична и может наноситься как пастозно, так и лессировочно. Живопись синтетической темперой позволяет накладывать новый красочный слой на высохший предыдущий без опасений отслаивания красок. Кроме того, ею можно работать на самых разных поверхностях: на холсте с синтетическим и эмульсионным грунтом, бумаге, картоне, дереве, штукатурке, бетоне, стекле и т.д., что делает ее живописным универсальным материалом, для оформительского и декоративно-прикладного искусства.
Масляные краски начали применять в XV в. Приготовляют масляные краски на основе минеральных и органических красителей и высыхающих масел. Высыхают медленно. При высыхании масляные краски не темнеют, не блекнут, сохраняют яркость и насыщенность цвета.
На протяжении столетий сформировались 3 основные группы красок: высокохудожественные, студийные и эскизные.
Высокохудожественные краски изготовляют на высококачественных маслах и пигментах, в том числе натуральных кадмиевых и кобальтовых, с минимально необходимым количеством наполнителя для улучшения качества красок.
Студийные краски изготовляют на высококачественном льня-ном масле, но без применения пигментов кадмиево-кобальтовой группы, которые заменены на имитирующие. Имитации кадмиевых и кобальтовых пигментов имеют превосходное качество, максимально приближены к натуральным, обладают достаточно высокой светостойкостью и укрывистостью. Эти краски дешевле высокохудожественных.
Эскизные краски изготовляют на основе недорогих пигментов и с большим процентом наполнителей и масел. Они оптимально подходят для начинающих художников.
Акриловые краски появились более полувека тому назад и сразу получили широкое признание из-за простоты применения, универсальности и быстроты высыхания.
Акриловые краски растворяются в воде, но после высыхания становятся нерастворимы. Они очень устойчивы к химическим и физическим воздействиям. Акриловые краски фирмы «Феррарио» имеют в качестве связующей основы водную суспензию синтетических смол, к которой добавлены натуральные и чистые синтетические пигменты, коалесцентные вещества и стабилизаторы. В результате переработки этих материалов получают очень эластичные и яркие краски, которые отлично сцепляются с любой нежирной поверхностью: холстом, картоном, бумагой, деревом, фанерой, штукатуркой, глиной, тканью.
Все акриловые краски можно наносить как кистью, так и шпателем, а при соответствующем разбавлении — аэрографом. Учитывая быстроту высыхания, тюбики закрывают сразу после использования и промывают рабочие инструменты теплой водой.
С помощью многочисленных разбавителей художник может работать в самой разнообразной технике.


Пигменты и красочные составы

Пигменты — измельченные порошки минерального, органического или искусственного происхождения, нерастворимые в воде и органических растворителях, но способные равномерно смешиваться с ними, образовывая красочные составы.
В художественно-оформительских работах применяют в основном минеральные пигменты, обладающие большой стойкостью к атмосферным, химическим и световым воздействиям, что особенно важно в наружной рекламе. Для работы внутри помещения используют составы на основе органических пигментов, которые уступают по прочности минеральным, но обладают достаточной светостойкостью, т.е. не выгорают и не меняют цвета под воздействием солнечных лучей.
Красители — большая группа красящих веществ, используемая для приготовления красочных составов. В отличие от пигментов красители растворяются в воде, попадая в толщу окрашиваемого материала (протравка дерева, крашение тканей, пряжи). Красители подразделяют на природные и искусственные.
Природные красители готовят из растений и простейших животных организмов. Например, красный цвет получают из отвара стружек красного дерева или корней марены, красно-коричневый — из кожуры лука, желтый — из неспелых плодов крушины, коричневый — из кожуры грецкого ореха или коры яблони, черный — из коры ольхи или вербы. Природные красители в большинстве случаев стойкие и не изменяют своего цвета под воздействием света.
Искусственные (анилиновые) красители относят к большой группе органических красителей, вырабатываемых из анилина, нафталина, антрацена и других углеводородов. Анилиновые красители, растворенные в разведенной кислоте, называют кислотными, а растворенные в воде с добавкой аммиака или в спирте — основными или спиртовыми. Искусственные красители по сравнению с природными менее светостойки.
Наполнители — нерастворимые минеральные вещества, добавляемые в красочные составы для экономии пигментов, а также для придания составам дополнительных свойств (повышенной прочности, огнестойкости, кислотостойкости и т.п.).
Существуют масляные, эмалевые, клеевые казеиновые и эмульсионные красочные составы (краски).
Масляные краски применяют для окраски тех или иных поверхностей в зависимости от качества связующего и вида пигмента, из которых они приготовлены. Например, белила литопоно-вые запрещается применять для наружной окраски, так как они темнеют под воздействием света, а белила свинцовые не разрешается применять для внутренней окраски жилых помещений, так как они содержат в себе вредные для здоровья вещества; крон желтый не разрешается применять для окраски по новой штукатурке, так как он не щелочестоек.
Масляные краски подразделяют на густотертые и готовые к употреблению.
Густотертые масляные краски представляют собой пасту, состоящую из смеси пигментов и наполнителя, разведенной олифой и тонко перетертой на краскотерке. Перед применением краску дополнительно разбавляют олифой и разжижают каким-либо разбавителем (скипидаром, бензином-растворителем и т.д.). Для ускорения высыхания иногда добавляют сиккатив.
Готовые к употреблению масляные краски содержат достаточное количество олифы. Перед употреблением их хорошо размешивают.
Масляные краски должны обладать светостойкостью и устойчивостью к влияниям эксплуатационной среды, они должны давать ровную, гладкую, прочную пленку.
Эмалевые краски применяют для наружных и внутренних окрасочных работ по металлу, дереву и штукатурке. Выпускают готовыми к употреблению и состоят из пигментов, тонко растертых на растительных маслах и разведенных масляными или глифталевыми и другими лаками. Эмалевые краски обладают светостойкостью, устойчивостью к влиянию окружающей среды, дают ровную, гладкую, прочную, глянцевую или матовую пленку. По составу связующих лаков эмалевые краски подразделяют на пентафталевые, перхлорвиниловые, нитроэмали и др.
Пентафталевые эмалевые краски применяют для высококачественных наружных работ по штукатурке, металлу и дереву. Краски выпускают в готовом виде и их разводят сольвентом каменноугольным, если они загустели из-за длительного или небрежного хранения. Высыхают полностью через 1 ч. Дают гладкую, глянцевую пленку, устойчивую по отношению к механическим воздействиям и атмосферным влияниям.
Перхлорвиниловые эмалевые краски применяют для высококачественных наружных работ по штукатурке, металлу, дереву, а также для внутренних работ по загрунтованным поверхностям, подверженным действию кислот, масел и воды.
Нитроэмали представляют собой коллоидные растворы нитроцеллюлозы в смесях летучих органических растворителей с добавлением смол, пластификаторов и пигментов. Доведенные до рабочей вязкости нитроэмали хорошо распыляются при нанесении их краскораспылителем, дают ровную, глянцевую, прочную пленку и высыхают через 1 …3 ч. Нитроэмали, нанесенные тонким слоем, образуют покрытия, стойкие к свету и атмосферным воздействиям и не разрушающиеся под действием слабых кислот и щелочей.
Клеевые казеиновые краски применяют для наружных и внутренних работ по кирпичу, штукатурке и бетону, иногда и для окраски деревянных поверхностей.
Готовые казеиновые краски выпускают в виде сухого порошка, который разводят водой. При высыхании они образуют прочные, матовые, нерастворимые в воде пленки. Сухая казеиновая краска состоит из казеина, пигмента, мела, извести, буры и антисептика.
Эмульсионные краски — суспензии, получаемые перетиранием тонкодисперсных пигментов на водных эмульсиях различных пленкообразователей. Основное преимущество их перед другими красками — отсутствие органических растворителей, так как их частично или полностью заменяют водой.
Эмульсии делят на 2 типа: масло в воде — эмульсия, у которой внешней фазой является вода, обволакивающая частицу масла, что дает возможность разбавлять ее водой, а также применять для работы в сырых помещениях; вода в масле — эмульсия, у которой внешней фазой является масло, такие эмульсии водой не разбавляют.
Большее распространение получили эмульсии 1-го типа. В качестве эмульгаторов при их изготовлении применяют калиевые, натриевые и аммониевые мыла. Для приготовления эмульсий 2-го типа используют гидрофобные эмульгаторы в виде мыл магния и цинка.


Связующие средства для неводных составов

Связующими называют различные жидкие материалы, способные с течением времени образовывать твердые пленки. Связующие, содержащие воду, называют водными.
Связующие, которые не содержат в своем составе воды, называют неводными, и приготовленные на них составы также называют неводными.
Связующие для водных составов представляют собой водные растворы твердых клеев животного, растительного или минерального происхождения. Связующими для неводных составов являются различные высыхающие естественные или искусственные масла и лаки.
Связующие, где смешаны масла и вода, называют эмульсиями. Они также способны образовывать на поверхности твердые пленки.
Связующие для водных составов твердеют, образуя на поверхности пленку за счет испарения из них воды. Связующие для неводных составов твердеют вследствие окисления масел или испарения летучих растворителей. Эмульсии твердеют вследствие всех этих факторов.
Основными пленкообразующими компонентами масляных художественных красок являются растительные масла, получаемые при переработке семян растений. Цвет и прозрачность масел зависят от способа их получения, очистки, а также от их состава. Лучшими в этом отношении являются масла холодного прессования.
В зависимости от способности образовывать после высыхания пленку, представляющую собой продукт окисления, масла подразделяют на 4 группы.
Первая группа — масла типа льняного. Сравнительно быстро высыхая, они образуют твердую, эластичную, прочную, нерастворимую в органических растворителях пленку. К этой группе от-носят льняное, ореховое, конопляное, тунговое масла.
Вторая группа — масла типа макового. Способность их к образованию пленок значительно ниже, чем масел первой группы: более длительные сроки высыхания, образовавшаяся пленка частично растворима в органических растворителях, при высоких температурах размягчается и плавится. К этой группе относят маковое, подсолнечное, соевое масла.
Третья группа — масла типа оливкового. Они полностью не высыхают. К этой группе относят кедровое масло. Его применяют для получения алкидных смол. Для получения олиф его перемешивают с одним из видов высыхающих масел.
Четвертая группа — масла типа касторового. Они не высыхают и не образуют пленки. Используют в качестве пластификатора для нитрата целлюлозы. В результате дегидратации эти масла приобретают способность к высыханию на воздухе.
Олифа является одним из основных связующих для неводных малярных красочных составов. Различают 4 разновидности олиф: натуральные, полунатуральные или экономические, искусственные и комбинированные. Они изготовляются путем переработки растительных масел, жиров и других органических продуктов.
Натуральные олифы — жидкий маслянистый продукт с характерным запахом, цветом от желтого до коричневого или темно-вишневого.
Олифу получают варкой льняного, конопляного или соевого масла, причем в процессе варки добавляют сиккативы (вещества, ускоряющие высыхание олифы).
Существует несколько видов полунатуральных олиф, которые служат вполне доброкачественными заменителями натуральной. К ним относят олифы: оксоль, оксоль-смесь, оксоль подсолнечная, оксоль соевая и оксиполимеризованная соевая.
Олифа оксоль, как и олифа оксоль соевая,по внешнему виду не отличается от натуральной олифы, но имеет несколько иной запах ввиду наличия в ней растворителя. Олифу оксоль получают посредством уплотнения льняного масла продуванием воздуха в присутствии сиккатива с последующим разбавлением летучим растворителем (бензином-растворителем, сольвентом каменноугольным) до густоты натуральной олифы.
К искусственным олифам относят: глифталевую, сланцевую, синтол, карбоноль. Используют их для приготовления красочных составов темных цветов.
Глифталевая олифа является наиболее полноценным заменителем натуральной олифы из числа искусственных олиф. Она состоит из смеси глифталевой смолы и уплотненного растительного масла в растворителе.
Сланцевая олифа изготовляется из продуктов окисления сланцевых масел, растворенных органическими растворителями. Она обладает резким неприятным запахом, что ограничивает ее применение внутри помещений. Пленка недостаточно прочная и подвержена воздействию растворителей, что сокращает область ее применения.
Олифа синтол является смесью окисленного керосина и растворителя. Обладает довольно сильным и резким запахом. Используют ее только для подготовки поверхностей и выполнения работ внутри помещений.
Олифа карбоноль представляет собой раствор алюминиевых и кальциевых солей органических кислот в уайт-спирите или в других органических растворителях. Применяют ее только для внутренних работ.
Существуют еще так называемые комбинированные олифы — растворы в уайт-спирите смеси оксидированных масел с обезвоженными маслами и сиккативом. После высыхания эти олифы образуют довольно прочные пленки. Используют их как для наружных, так и для внутренних работ
Смолы — природные (естественные) или синтетические соединения, которые растворяются в определенных растворителях.
Канифоль является одной из наиболее распространенных естественных смол, используемых при изготовлении связующего для лаков, а также для изготовления заменителей натуральной олифы. Канифоль получают из смолы, вытекающей из надрезов на деревьях различных хвойных пород или пней, остающихся после рубки леса.
Шеллак является одной из основных естественных смол, служащих для изготовления высококачественных спиртовых лаков и политур. Добывают шеллак в Восточной Индии из особого вещества, которое выделяется на ветвях некоторых деревьев.
К естественным смолам относят также даммару, сандарак и другие, из которых изготовляют темные сорта лаков.
Синтетические смолы — полиэфирные, формальдегидные, виниловые, эпоксидные — существуют в виде густых пластических соединений или стекловидных масс, которые растворяются под действием различных растворителей. Без добавления пигментов или красителей эти растворы образуют различные лаки, а с добавлением — красочные составы. Синтетические смолы придают образованным на их основе составам свойства, которые нельзя получить, применяя природные смолы, например повышенную термохимическую стойкость, прочность образующейся пленки. К таким смолам относят меламино-формальдегидные, эпоксидные, поливинилацетатные смолы, пек, битум, гудрон, нитроцеллюлозу.


Клеи
Клеи применяют в художественно-оформительских работах для склеивания и как связующие клеевых красочных составов. Клеи выпускают готовыми или в виде полуфабрикатов, нуждающихся в приготовлении непосредственно перед выполнением работ. В состав клеев входят основа (клеящее вещество), растворитель (вода, бензин), наполнители, затвердители, вспомогательные вещества — антисептики, пластификаторы, катализаторы. Клеи бывают природные и синтетические.
Природные клеи — это клеи животного, растительного и минерального происхождения: глютиновые (костный, мездровый, рыбий), казеиновый (содержит сыр), декстриновый (натуральный крахмал), резиновый, минеральный (конторский клей).
Глютиновый клей — костный или мездровый, известный в быту как столярный, изготовляют из костей или мездры животных. Качество столярного клея зависит от чистоты: чем прозрачней плитки, тем выше качество клея. Составленные на его основе красочные составы используют для работы в сырых помещениях.
Казеиновый клей изготовляют из обезжиренного сыра высушиванием в присутствии кислоты или специального фермента химозина. Чтобы казеин начал растворяться и образовывать клей, к нему добавляют щелочь или соль со щелочными свойствами (буру), канифоль, жидкое стекло и антисептик.
К клеям растительного происхождения относят клеи, приготовленные из белковых соединений семян бобовых, а также из разнообразных частей растений, поэтому ассортимент их очень разнообразен.
Декстриновый клей получают в результате обработки картофельного и кукурузного крахмала неконцентрированной азотной или соляной кислотой с последующим нагреванием до темпера-туры 125… 150 «С.
Резиновый клей изготовляют из натурального каучука и гуттаперча, получаемых из сока растений. В отличие от других растительных клеев растворителем для резинового клея служит бензин или другие органические растворители.
Минеральные клеи получают путем химической и термической обработки природных материалов (кварца, слюды и др.). Среди них наиболее известен силикатный клей (жидкое стекло). Основное назначение этого клея — склеивание бумаги, однако в оформительской практике он не нашел широкого применения, так как после высыхания желтеет, оставляя на поверхности пятна. Используют его как добавку к другим клеям, которая улучшает их клеящие свойства.
Синтетические клеи представляют собой растворы синтетических смол и органических растворителей. В зависимости от составляющих компонентов их подразделяют на термореактивные и термопластичные.
Термореактивные синтетические клеи — полиэфирные, эпоксидные, фенолформальдегидные и др. — в процессе твердения полимеризуются, поэтому не могут быть возвращены в исходное состояние. Эти клеи имеют высокую клеящую способность и термостойкость, применяют их для склеивания металлов и неметаллов с металлами.
Термопластичные синтетические клеи — полиамидные, полиакриловые, полиэтиленовые и др. — после твердения (высыхания) можно сравнительно легко вернуть в первоначальное состояние с помощью нагревания или растворения в соответствующих растворителях. В большинстве случаев термопластичные синтетические клеи эластичны, прочны, но имеют сравнительно невысокую термостойкость, поэтому применяют их для склеивания неметаллических материалов.

1426225705В оформительских работах часто применяют клей поливинилацетатный (ПВА) на основе водной непластифицированной эмульсии, представляющий собой продукт полимеризации винилацетата в водной среде в присутствии эмульгатора и катализатора. Клей быстро высыхает, образовывая практически прозрачную пленку, при работе с ним на склеиваемых поверхностях не остается следов. Применяют его для склеивания разнообразных материалов (бумаги, картона, дерева, кожи, ткани, стекла и др.).


Лаки

Лаки — это смолы и полимеры, растворенные в летучих растворителях. Лаки бывают полиакриловые, пентафталевые, битумные, нитроцеллюлозные, эпоксидные, масляные, спиртовые, полиуретановые, каменноугольные. Также лаки подразделяют в соответствии с материалом обрабатываемой поверхности (дерево, металл или минеральная основа).
Отдельную большую группу составляют живописные лаки, которые не только предохраняют от атмосферных воздействий, но и используются как добавки к красочным составам. Живописные лаки представляют собой 30%-ные растворы смол в пинене (исключение — копаловый лак, где растворителем служит льняное масло).
Лак мастичный используют в качестве добавки к краскам. После высыхания образует почти бесцветную лаковую пленку, что позволяет использовать его как ретушный (для протирки промежуточных слоев при послойной технике живописи) и в некоторых случаях как покрывной.
Лак даммарный применяют как добавку к краскам и как покрывной. При длительном хранении он может терять свою прозрачность, которую вновь приобретает после растворения его пиненом. После высыхания лак образует эластичную пленку, которая по качественным характеристикам превосходит пленку мастичного лака (при старении пленка меньше желтеет).
Лак копаловый применяют только в качестве добавки к краскам. После высыхания образует нерастворимую в органических растворителях пленку.
Лаки покрывные также относят к группе живописных, но их основное назначение — покрытие работ, выполненных масляной или темперной краской.
Лак фисташковый — раствор фисташковой смолы в пинене с незначительной добавкой органического растворителя (уайт-спирита) и бутилового спирта. Высокая эластичность и почти полная бесцветность, а также относительно быстрый срок высыхания лаковой пленки позволяют использовать его в качестве покрывного.
Лак акрил-фисташковый — синтетическая полибутилметакриловая смола с некоторым добавлением фисташковой смолы. Разбавителем этого лака служит пинен с незначительным количеством бутилового спирта. Пленка лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и прочностью. Основной недостаток — довольно длительный срок высыхания лаковой пленки.
Лак ретушный применяют для протирки промежуточных слоев масляной живописи (для предотвращения тускнения красок) и улучшения сцепления между ними.


Вспомогательные материалы
К вспомогательным материалам при проведении художествен-но-оформительских работ относят грунтовочные составы (грунты), растворители и сиккативы.
Грунтовочные составы (грунт) — специальный состав, предназначенный для подготовки холста, доски, картона к художественно-оформительским работам. Грунт, как правило, состоит из 3 элементов: тонкого слоя клея (проклейки), нескольких тонких слоев грунтовочной краски, тонкого верхнего слоя — имприматуры.
Проклейка — тонкий сой животного (желатин, казеин) или растительного (крахмал) клея для улучшения адгезии верхних слоев.
Подготовленное основание для выполнения оформительских работ чаще проклеивают столярным или казеиновым клеем. Проклеивание выполняют в 2 слоя. Первый слой — клей густой консистенции, наносят флейцем и с помощью железной линейки вдавливают в основание. Одновременно удаляют излишки клея. После высыхания поверхность шлифуют пемзой или мелкой наждачной бумагой. Второй слой кладут клеем более жидкой консистенции. После высыхания проклейки наносят грунтовочную краску.
Грунт выравнивает поверхность основания, создает необходимый (чаще белый) цвет и обеспечивает прочное соединение красочного слоя с грунтом. Грунтование выполняют в несколько слоев. Грунты различают по составу связующего вещества, цвету, способности впитывать масло из красок.
По составу связующего вещества грунты подразделяют на масляные, полумасляные, клеевые, эмульсионные, синтетические.
По цвету — на тонированные и цветные. По способности впитывать масла — на тянущие и поглощающие.
Масляный грунт изготовляют из полимеризованного льняного масла, свинцовых, цинковых или титановых белил. Перетертая грунтовочная краска должна быть гуще, чем краска для художественных работ. Первый слой наносят шпателем. После полного высыхания (1 …2 недели) его обрабатывают пемзой или наждачной бумагой. Второй слой кладут таким же составом, но более жидкой консистенции. Грунт разводят скипидаром и наносят флейцем.
Полумасляный (комбинированный) грунт — это клеевой, эмульсионный или синтетический грунт, покрытый одним слоем масляной краски.
Клеевой грунт не содержит масла. Он состоит из одной или двух проклеек и нанесенных на них слоев, состоящих из раствора клея с размешанным в нем пигментом: мелом, гипсом и введенными в него пластификатором и консервирующим веществом.
Эмульсионный грунт состоит из последовательно нанесенных на предварительно проклеенный холст эмульсионных слоев разного состава.
Синтетический (поливинилацетатный) грунт. Поверхность проклеивается один раз 6…7%-ным раствором желатинового клея. После шлифования выполняется второе проклеивание ПВА-эмульсией, разжиженной таким же количеством воды.
Левкас — многослойный грунт, который наносят на твердые основы — доски, стены и т.д.
Растворители — это одно- или многокомпонентные органические соединения, представляющие собой жидкости, применяемые для растворения природных и синтетических смол, а также для доведения красочных составов до рабочей консистенции и разбавления загустевших масляных красок, лаков, грунтовок.
Основное требование к растворителям — быть инертными в соединениях, т. е. не вступать в реакцию с лакокрасочными материалами или с окрашиваемой поверхностью, быть достаточно летучими для полного испарения из лакокрасочного слоя в процессе его высыхания.
Простые растворители — это органические вещества в чистом виде, используемые для растворения пленок или приготовления смесей. К ним относят скипидар, ацетон, этилацетат, амилацетат, уайт-спирит, сольвент каменноугольный технический, дихлорэтан.
Скипидар — бесцветная или слабоокрашенная, прозрачная, легковоспламеняющаяся жидкость (температура вспышки 30…32 °С) с характерным запахом. Его получают путем сухой перегонки сосновой древесины (древесный скипидар) или путем разгонки смолы хвойных деревьев — живицы (живичный скипидар). Древесный скипидар должен проходить дополнительную очистку, в процессе которой удаляют содержащиеся в нем окрашивающие вещества. Живичный скипидар отличается большей чистотой, легкостью и менее резким запахом. Скипидар — растворитель средней активности, не токсичен. Его применяют для растворения масляных, алкидных, алкидно-стирольных лаков и красок, а также для обезжиривания поверхностей (стекла, оргстекла, пластмасс) при последующей работе лакокрасочными составами. Это довольно дорогой растворитель с хорошими качественными характеристиками.
Ацетон, этилацетат, амилацетат — довольно распространенные растворители. Они хорошо смешиваются с водой, поэтому, применяя их в качестве растворителей нитролаков и красок, необходимо следить, чтобы в них не попала вода, так как при этом произойдет побеление прозрачной пленки. Добавление в состав этих растворителей бутилового спирта (бутанола), бутил-ацетата предупреждает побеление лаковой пленки и улучшает ее блеск.
Уайт-спирит (бензин-растворитель) — продукт перегонки нефти, средняя фракция между тяжелым бензином и тракторным керосином. Уайт-спирит — растворитель малой активности. Его широко применяют для разбавления масляных красок. При добавлении к краскам, лакам, олифе необходимо ограничивать его количество до 10 % общей массы красочного состава.
Сольвент каменноугольный технический — смесь ароматических углеводородов, получаемых в коксохимическом производстве в процессе ректификации очищенных фракций сырого бензола, бесцветная прозрачная жидкость. Наша промышленность выпускает сольвент трех марок (А, Б, В), различающихся плотностью, температурой кипения, а также небольшими колебаниями содержания фенолов и серы. Сольвент относят к растворителям высокой активности, однако токсичность несколько снижает область его применения. Применяют его для разведения глифталевых и пентафталевых лаков и красок, а также битумных и асфальтовых красок.
Дихлорэтан — бесцветная, слабо возгораемая жидкость с характерным запахом хлороформа. Применяют как растворитель жиров, воска, перхлорвиниловых, глифталевых и других синтетических смол. Кроме того, используют как клеящее вещество при работе с органическим стеклом. При использовании дихлорэтана необходимо соблюдать правила безопасности, так как он сильно раздражает кожу рук.
Комбинированные растворители — это смеси различных простых растворителей. Полученные таким образом, они значительно дешевле и выше качеством. Эти растворители особенно эффективны для применения со сложными лакокрасочными со-ставами.
Для выполнения высококачественных оформительских работ с использованием художественных масляных красок применяют специальные разбавители.
Разбавитель № 1 — очищенная нефть, бесцветная, быстро-испаряемая жидкость. Добавление к краскам в больших дозах может вызвать их помутнение.
Разбавитель № 2 — смесь в равных долях терпентинового скипидара и разбавителя № 1.
Разбавитель № 3 — терпентиновый скипидар.
Все эти разбавители нужно добавлять к краскам в незначительных количествах, так как художественные масляные краски в разбавителях мало нуждаются. Лучшим разбавителем в настоящее время считается разбавитель № 2.
Сиккативы — нафтенатные жидкости, представляющие собой растворы солей тяжелых металлов нафтеновых кислот в органических летучих растворителях — скипидаре, сольвенте, уайт-спирите. Сиккативы применяют для ускорения высыхания лакокрасочных покрытий. Добавляют не более 8 % сиккатива в целях сохранения качества красочной пленки, увеличение же количества ведет к ее разрушению.


Мягкие материалы
Для художественно-оформительских работ в качестве основания, а также для выполнения декоративно-художественных элементов широко используют бумагу, картон, ткани и др.
Бумага — материал, изготовляемый из специально обработанных растительных волокон древесной целлюлозы, связанных между собой в листовую форму.
К числу основных показателей, характеризующих свойства различных видов бумаги, относят толщину или объемную массу, зольность, степень проклейки, гладкость, белизну, прозрачность, сопротивление разрыву, излому, вдавливанию, деформацию при намокании, впитывающую способность и др.
В зависимости от способа изготовления различают бумагу ручного и машинного отлива. Лучшие сорта бумаг вырабатывают ручным способом. В этом случае во время отлива волокна располагаются хаотично и структура бумаги не имеет какого-либо вы-деленного направления. Поэтому линии чертежа наносятся на бумагу одинаково хорошо в любых направлениях. Это наиболее редкие и дорогие сорта бумаги. При машинном отливе структура бумаги приобретает определенную направленность и при черчении тушью линии наносятся хуже или лучше, в зависимости от направления.
По назначению бумага бывает чертежная, рисовальная, декоративная, оберточная, специальная, писчая, впитывающая.
Чертежная бумага должна иметь ровную, чистую, шероховатую поверхность. Проклейка обеспечивает высокую прочность и предотвращает распыливание туши и акварельных красок даже после подчистки старательной резинкой.
Ватман считается лучшей чертежной бумагой. Он хорошо проклеен, не ломается на сгибах и под действием солнечных лучей долго не теряет своей белизны. На ватман хорошо ложатся тушь, краски и карандаш. Ввиду значительной пористости он особенно пригоден для работы акварелью. Бумага этого сорта выдерживает подчистки стирательной резинкой, не теряя при этом своего качества. Ватман бывает гладким и шероховатым. Для чертежных работ лучше использовать гладкий, тогда как шероховатый предпочтителен для художественной акварели. Ватман бывает листовой и рулонный. Листы ручного отлива имеют неровные края.
Полуватман обладает этими качествами в меньшей степени и употребляется для работ, не требующих большой аккуратности и изящества — для всевозможных эскизов, набросков.
Картон — толстая бумага (толщина не менее 0,5 мм). Получают картон путем склеивания многих слоев тонкой бумаги, а также отлива. Картон различают по толщине, материалу, из которого сделан, по технологии изготовления.
Прессшпан — особый вид тонкого, но очень прочного картона. Получают его из тряпичного сырья. Прессшпан отличается гладкой, ровной блестящей поверхностью. Применяют в основном для выполнения графических, шрифтовых плакатов, а также для объемного конструирования.
Матричная папка — картон, получаемый в результате склеивания тонких слоев бумаги, сырьем для изготовления которых служит смесь тряпичной массы и целлюлозы. Этот картон обладает большой прочностью и пластичностью, что объясняет его широкое применение при выполнении различных оформительских работ.
Серый или черный картон получают из макулатуры и пеньки, а бурый — из древесной массы. Эти виды картона служат в основном в качестве основания и требуют последующей подготовки для выполнения на них работ по художественному оформлению.
Желтый картон изготовляется из соломенной массы. Он очень рыхлый и ломкий.
Папка — сорт толстой бумаги, получаемый отливом. В художественном оформлении применяется редко из-за ломкости материала.
Ткань — гибкое прочное изделие относительно малой толщи-ны, сравнительно большой ширины и различной длины, образованное двумя взаимно перпендикулярными системами нитей, соединяемых переплетением в процессе ткачества. Этот процесс осуществляют на ткацком станке.
Ткань применяют для декорирования экспозиций выставок, изготовления различных рекламных носителей.


Твердые материалы
При проведении художественных и оформительских работ применяют такие твердые материалы, как металлы, камень, листовое стекло, пластмассы, древесина.
Металлы применяют черные и цветные. Из черных металлов чаще всего используют чугун, который в расплавленном со-стоянии позволяет получить любую сложную форму путем ее отливки. Для этого используют серый, белый и ковкий чугуны. Серый чугун хорошо льется, но не обладает способностью противостоять ударным усилиям, белый чугун, получаемый в результате термической обработки, обладает очень высокой прочностью, а получаемый на его основе ковкий чугун можно обрабатывать кузнечными инструментами.
Сталь для оформительских работ используют как конструктивный материал в виде провода, металлических прутьев (круглых, квадратных, шестигранных), изделий из различного проката (уголков, швеллеров, двутавров) и листового материала (изготовление каркасов, несущих элементов), а также для изготовления инструментов, используемых для этих работ. Качество стали во многом зависит от содержания в ней углерода, технологии производства и содержания добавок.
Цветные металлы — это медь, латунь, бронза, алюминий, олово и др. Их характерная особенность — способность образо-вывать на поверхности окисную пленку, которая предотвращает дальнейшую коррозию металла.
Для художественных работ наилучшим материалом является красная медь, которая обладает высокой пластичностью и позволяет выполнять ее ручную и механическую обработку.
Латунь, как и медь, является материалом, наиболее пригодным для чеканки декоративных изделий. Она очень легко чеканится, допускает глубокую вытяжку, хорошо отжигается и разнообразно отделывается.
Бронза — сплав меди с оловом. Помимо олова в сплав входят и другие элементы (кроме цинка). По сравнению с латунью бронза прочнее, более коррозионно-стойкая. Бронза с давних времен считается наиболее благородным скульптурным материалом. Из нее можно изготовлять различные декоративные элементы путем ручной и механической обработки.
Алюминий — легкий и малоокисляющийся материал, хорошо поддается различным видам художественной обработки. Однако, работая с алюминием, необходимо соблюдать особую осторожность при отжиге, так как он плавится при относительно низкой температуре. Алюминий используют для выполнения больших монументальных произведений, применяя для этого листы толщиной до 3 мм.
Олово — тяжелый мягкий материал серебристого цвета. В чистом виде олово не подвержено коррозии. Для художественно-оформительских работ олово применяют в качестве припоя при паянии (припои составляются в основном со свинцом). Хранить олово необходимо при положительных температурах, так как при отрицательных (-13 °С) оно превращается в серый порошок.
Камень также используют в практике оформительских работ при оформлении интерьеров, изготовлении мемориальных досок. Для этой цели в основном применяют мрамор, гранит, песчаники и известняки.
Мрамор образовался из известняков под действием высокой температуры и огромных давлений в толще земной коры, вызвавших перекристаллизацию известняков. Мрамор в зависимости от примесей бывает белоснежный, розовый, желтый, красный, черный и других цветов; в нем часто имеются жилки и узоры. Применение мрамора для скульптурных произведений и в художественном оформлении обусловлено его хорошей податливостью различным видам обработки. Применяют в основном для выполнения внутренних работ, так как под влиянием атмосферных факторов мрамор теряет свой изначальных блеск и цвет.
Гранит относится к глубинным породам и является одним из самых распространенных в земной коре. Цвет гранита чаще всего серый, голубовато-серый, темно-красный. Структура гранита зернисто-кристаллическая. По размерам зерен граниты подразделяют на мелко-, средне-, и крупнозернистые. Граниты хорошо обрабатываются: их обтесывают, шлифуют и полируют.
Песчаники относятся к обломочным породам, в которых зерна связаны между собой кальцитом, глиной, кремнеземом. В зависимости от цементирующего вещества, придающего определенную окраску, различают глинистые, мергелистые, известковые, кремнистые, битумные и другие песчаники. Для художественно-оформительских работ в основном используют кремнистые песчаники.
Известняки состоят главным образом из кальцита (СаСОэ). Они образовались в основном из остатков животного мира (зоогенные породы). Известняки обычно залегают пластами. Они бывают белого цвета или в зависимости от примесей (глины, кварца, окиси железа и др.) желтоватого, серого, красноватого, бурого и т.д. Для оформительских и скульптурных работ, как правило, применяют мраморовидные известняки, представляющие собой переходные породы от известняков к мраморам.
Листовое стекло — часто используемый материал для художественно-оформительских работ (изготовления витрин, отдельных частей стендов и т.д.).
Обычное оконное стекло выпускают толщиной 2… 6 мм. Толщину стекла подбирают в зависимости от размеров выполняемой работы и ее назначения. Для выполнения вывесок, табличек, указателей наиболее удобно применять стекло толщиной 4 мм. Сначала стекло обезжиривают одним из органических растворителей, после чего на нем можно выполнять те или иные виды работ.
Рифленое, или узорчатое, стекло используют для создания в помещении рассеянного света. Проходя через стекло, свет преломляется и рассеивается.
Цветное стекло по составу аналогично обычному оконному, но в процессе производства к нему добавляют соли различных металлов, которые окрашивают его в различные цвета. Такое стекло применяют при создании подсветок.
На стекле можно эффектно выполнить имитацию витража. Витраж представляет собой произведение изобразительного искусства, выполненное из разноцветного расписного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проема в каком-либо архитектурном сооружении.
Пластмассы (оргстекло, пенопласт и др.) почти незаменимы в оформительской работе. Оргстекло и другие пластмассовые материалы можно пилить, резать ножом, сверлить, в нагретом состоянии они легко сгибаются. Цветные пластмассы пригодны для планшетов, предназначенных для выставок и декоративных стендов. Оргстекло прочнее обычного стекла, оно не бьется и может быть использовано для витражей.
Древесину для художественно-оформительских работ используют при изготовлении каркасов, планшетов, стендов, несущих конструкций и т.д. При выборе древесины необходимо определить условия, в которых будет эксплуатироваться изделие, вид нагрузки, оформления и окраски. Для изготовления несущих конструкций, каркасов и других элементов художественного оформления используют в основном следующие виды древесины.
Доска — основной вид пиломатериалов. Ширина ее должна быть не менее двойной толщины. Бывают доски тонкие и толстые, обрезанные и необрезанные.
Брусок — узкая доска. Ширина бруска может быть не более двойной толщины.
Рейка — брусок из тонкой доски. Рейки бывают четырехкантные, обрезанные со всех сторон, и двухкантные, обрезанные лишь с двух.
Шпон — тонкая доска. Шпон бывает строганый и лущеный. Строганый получают из лиственных пород древесины на шпоно-строгальных станках. Этот шпон имеет красивую текстуру и поэтому его широко используют в художественных работах для декоративного оформления. Лущеный шпон изготовляют лущением колоды. Этот шпон одноцветный и не имеет такой красивой текстуры, как строганый.
Фанера — материал, изготовляемый из различных марок шпона. Для художественно-оформительских работ в основном используют обычную фанеру, которая бывает шлифованной и не-шлифованной; березовую фанеру, достаточно гибкую вдоль волокон; декоративные фанеры, обклеенные с одной или двух сторон шпоном из ценной древесины; декоративные фанеры, облицованные прозрачной пленкой или бумагой с рисунком древесины; цветную и лакированную фанеры.
Древесно-стружечные плиты легко поддаются механической обработке. Благодаря сочетанию ряда положительных качеств — легкости, достаточной прочности, красивому внешнему виду, конструктивности, они находят широкое применение в качестве оснований для выполнения художественно-оформительских работ. Сырьем для производства плит служат полимерные вяжущие материалы и древесина. Стружку используют из самых разнообразных древесных пород как хвойных, так и лиственных. Легкие и мягкие породы древесины дают более плотные и прочные плиты, чем породы тяжелые и твердые. Хранят древесно-стружечные плиты в сухих закрытых помещениях, не допуская резких колебаний влажности и температуры.
Древесно-волокнистые плиты — это листовые материалы, получаемые путем горячего прессования волокнистой массы, со-стоящей из органических волокнистых наполнителей и синтетических полимеров. Как основания для художественно-оформительских работ в основном применяют твердые плиты.


Инструменты
Готовальни выпускают в специальных коробочках с различным количеством находящихся в них инструментов. Основными инструментами готовальни являются циркуль и рейсфедер. Циркулем проводят окружности как карандашом, так и тушью, краской, а с помощью рейсфедера чертят прямые линии либо тушью, либо краской. Готовальни различают по номерам, причем номер соответствует количеству инструментов, вложенных в них.

getimg
Пропорциональный циркуль — инструмент, состоящий из двух деревянных планок с заостренными концами, крестообразно скрепленных подвижным шарниром. Такими циркулями пользовались еще в античности для пропорционирования архитектурных форм. Их конструкция отвечает правилу золотого сечения. Позже аналогичные циркули стали использоваться скульпторами для повторения модели в увеличенном или уменьшенном размере.

Prop_z
Угольники применяют для проведения перпендикулярных прямых и линий под углами 30, 45, 60 и 75°. Угольники в сочетании друг с другом или с рейсшиной дают возможность проводить параллельные и взаимноперпендикулярные прямые, строить раз-личные углы и производить целый ряд геометрических построений.
Масштабная линейка имеет несколько шкал (обычно 6) с различными масштабами. С ее помощью можно без дополнительных пересчетов измерять или строить отрезки в масштабах, соответствующих имеющимся на линейке.

33195
Плакатные перья предназначены для выполнения шрифтовых работ. Их выпускают целыми наборами, где перья имеют ширину для обводки штриха 3… 20 мм. Плакатными перьями пишут на бумаге, картоне гуашевыми красками или тушью.

plakat14377215743970
Чертежные перья «редис» похожи на обычные перья, но имеют круглое расширение на конце. Все перья имеют различные расширения. Чертежными перьями выполняют надписи на чер-тежах чертежным шрифтом.

102847969hqdefault
Стеклянные трубочки применяют для надписей мелких шрифтов, в том числе и чертежных. Они имеют оттянутый суженный конец, который для удобства работы рекомендуют немного согнуть над пламенем свечи или спички. Трубочку сгибают для того, чтобы пишущий конец ее стоял на бумаге вертикально, а удерживаемый рукой — в наклонном положении. Трубочки ис-пользуют и не загибая тонкого конца. В таком случае их держат строго вертикально, как рейсфедер. При работе не рекомендуют наполнять трубочку большим количеством краски или туши, так как линия получится неравномерной. Чтобы не сделать кляксу, надо осторожно вертикально поднять трубочку от бумаги.

maxresdefault
Рейсфедер — чертежный инструмент для проведения тушью или краской линий толщиной 0,08… 1,6 мм. Двойной рейсфедер позволяет проводить по линейке или лекалу одновременно две параллельные линии одинаковой или разной толщины с расстоянием между ними 0,5 …8 мм; кривоножка (одинарная или двойная) служит для выполнения от руки (без лекала) кри вых линий — одинарных или двойных с промежутками между ними 0,5…5 мм. Ручки рейсфедера изготовляют из пластмассы, реже из стали; перья — из стали или ударопрочных пластмасс, армированных стальными пластинами. Толщина проводимых линий регулируется.

fc3c061e83f20f355cae83d4ffaf9843
Рапидограф — портативный прибор для графических работ, по внешнему виду он похож на авторучку со стержневым пером. Для работы рапидографом черную тушь смешивают с черными чернилами в пропорции 2:1. Прибором можно чертить линии толщиной 0,2; 0,5 и 0,8 мм. В отличие от рейсфедера рапидограф заправляют чаще, поскольку тушь разбавляют чернилами.

21005-2001-1-3ww-l
Кисть состоит из помазка (пучка волоса и обоймы) и черенка (ручки).
Кисти различают:
по волосу (белка, колонок, пони, свиная щетина, коза, собака, лиса, песец, енот, синтетика); форме (круглые и плоские); номеру (диаметр в основании пучка); материалу черенка (деревянные и пластмассовые); обойме (шовная и цельнотянутая).

Соответствие кистей и красок

Вид волоса кисти Используемая краска
Колонок Все виды: масло, гуашь, акварель, темпера
Белка, пони, песец Акварель
Щетина Масло, темпера
Коза Гуашь
Лиса, енот, собака Акварель, гуашь
Синтетика Масло, гуашь, темпера

Валики применяют для покраски больших поверхностей клеевой, водно-эмульсионной или масляной краской.

Velyurovyiy-valik
Аэрограф применяют для окраски больших и малых поверхностей ровным цветом. Способ оттенения аэрографом заключается в том, что краска наносится на рисунок путем распыления ее струей сжатого воздуха.

aerograf1


Требования безопасности
При производстве художественно-оформительских работ необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
при использовании красок, клеев, шпатлевок, самоклеющихся пленок особое внимание обращать на безопасность их применения, а также на взрывоопасность паров, выделяемых растворителями клея и другими материалами;
строго соблюдать инструкции фирм, выпускающих материалы;
запрещается использовать импортные материалы, не имеющие фирменных инструкций на русском языке;
немедленно прекращать работу с материалами, вызывающими аллергию в любой форме;
каждый исполнитель должен быть обучен первой медицинской помощи при несчастных случаях;
освещение рабочего места должно соответствовать СН и ПУ на освещение;
электроаппаратура должна быть исправной, без повреждений электрических проводов и вилок;
весь режущий инструмент должен быть зачехлен и убран в специальную упаковку;
работа со стеклом является наиболее опасной и требует особых мер предохранения (работа в перчатках, зашлифовка торцов стекол, наличие защитных очков);
курение, а также использование источников открытого огня в пожароопасных помещениях — запрещается;
при работе на высоте следует использовать инвентарные столики, лестницы-стремянки, вышки, металлические леса и люльки;
материалы должны храниться в строго отведенных, проветриваемых, недоступных посторонним помещениях в герметично закрытой таре, вдали от обогревательных приборов.

Comments are closed.