Композиция материала

Композиция (от лат. compositio) означает сочинение, составление, связь, сопоставление. Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идет о композиции, то всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами.
Принципы композиции. В основе композиции должны лежать принципы: целесообразности, единства, доминанты (главного и подчиненного), соподчинения частей в целом, равновесия и гармонии.

Принцип целесообразности. Он заключается в том, что в основе композиции лежит определенная задача. Если говорить о дизайне и прикладном искусстве, задача всегда связана с понятием функциональности, т. е. любое дизайнерское решение в первую очередь должно облегчать использование объекта, учитывать технологию его изготовления, а также решать другие задачи, в том числе эстетические.

Принцип единства. Это основной принцип, обеспечивающий целостность произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит не как конгломерат из разрозненных частей, а как связное целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое. (Все остальные композиционные принципы рассматривают различные проявления связи, различные аспекты зависимости между частями и элементами произведения.)

Принцип доминанты (главного и подчиненного). Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. Доминанту также называют композиционным центром, и это неудивительно: с доминанты начинается восприятие произведения, она является эмоциональным и структурным центром.

Принцип соподчинения частей в целом. В художественном произведении все части должны быть связаны между собой и с целым. Целое представляет собой совокупность связанных между собой частей, где подчиненность частей друг другу очевидна. Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей; эта последовательность обеспечивается группировкой родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту.

Принцип равновесия. Уравновешенность частей в композиции — важнейшее требование к любой композиции — означает расположение изобразительного материала вокруг воображаемой оси симметрии таким образом, чтобы правая и левая стороны находились в зрительном равновесии. Это требование к композиции восходит к всеобщему закону тяготения, определяющему психологическую потребность в равновесии. Следует обратить внимание, что речь идет именно о визуальном, зрительном равновесии.

Принцип гармонии. Внесение гармонического начала в композиционное построение означает не одно только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие. Гармония осуществляет связь между всеми элементами произведения, сводя все в единое композиционное целое.

На практике для создания композиций, соответствующих этим принципам, применяются закономерности, которые принято называть свойствами композиции. Наиболее общими свойствами композиции являются статика и динамика. В природе можно наблюдать как неподвижные (например, кристаллы), так и подвижные формы (растения, животные). Следует обратить внимание, что растения, хоть и неподвижны, воспринимаются как подвижные формы, так как их строение отражает процесс роста и развития.

В композиции статика и динамика выражаются с помощью симметрии-асимметрии, а также различных систем пропорций, ритма. Как правило, статичные и динамичные элементы дополняют друг друга. Статичные элементы обычно доминируют в композиции мебели, зданий, крупных приборов, т.е. в тех случаях, когда необходимо произвести впечатление надежности и устойчивости. Динамичные формы доминируют во всех случаях, когда необходимо подчеркнуть наличие внутренней энергии, готовности к движению, например в композиции плаката.

Симметрия-асимметрия. Слово «симметрия» в переводе с греческого означает «соразмерность». Наиболее распространены два вида симметрии: зеркальная и радиально-лучевая (осевая)
img322
В природе существует закономерность: все, что движется (растет) по вертикали, подчиняется радиально-лучевой симметрии, т. е. имеет несколько пересекающихся плоскостей симметрии. При этом плоскости симметрии всегда расположены вертикально. Все, что движется по горизонтали или наклонно по отношению к земной поверхности, подчиняется зеркальной, или, как ее называют, билатеральной («дважды боковой» в переводе с латинского) симметрии. Причиной такой закономерности является воздействие силы земного тяготения, а также сила вращения земли, постоянно действующие в одном направлении воздушные или водные потоки и другие причины.
Интересной разновидностью симметрии является винтовая симметрия — результат вращательного движения точки вокруг неподвижной оси с постоянной угловой скоростью и одновременным поступательным движением вдоль этой оси также с постоянной скоростью.
spiral-staircase
Природные формы с их симметрией с древнейших времен служат образцами устойчивости и приспособленности. С течением времени симметричные формы стали восприниматься как признак целесообразной организации какой-либо вещи. Отсутствие симметрии в строении отдельных элементов природной среды (ветвь дерева, рука человека) воспринимается как должное, так как часть подчиняется целому. Симметрия и асимметрия, дополняя друг друга, становятся качественной характеристикой предмета, его закономерного строения, т. е. логичности и красоты.
Высокоорганизованной может быть и асимметричная форма, если в основе ее лежат определенные закономерности, определяющие композиционное равновесие асимметричной формы. Асимметрия может быть своеобразным принципом построения композиции. Такая композиция обычно применяется для подчеркивания динамичности решения. Можно сказать, что симметрия — это отражение статики, а асимметрия — отражение динамики в композиции.
Главное условие целостности асимметричной композиции — ее зрительная уравновешенность. Например, диагональная композиция в квадрате или прямоугольнике, при всей остроте и динамике, внутренне уравновешена.

Пропорции. Соразмерность элементов, согласованная система частей и целого, придающая композиции гармоничную завершенность, называется пропорцией. Следует различать понятие пропорций в искусстве и математике. Математические теории пропорций имеют для дизайнеров, архитекторов и художников только вспомогательное значение.
В композиции выделяют два вида пропорций — простые, основанные на целых числах, и сложные, в основе которых лежат иррациональные числа.
Простые пропорции часто называют модульными, так как имеется некоторая исходная величина (модуль), которая служит мерой всех частей. Понятно, что модуль — это не какая-либо единица измерения длины (метр, сантиметр, дюйм), а величина какой-либо части (элемента) объекта. Модульные пропорции применяют, в частности, при унификации и стандартизации промышленных изделий (см. форзац, II).
Вторую систему пропорций можно назвать геометрической или иррациональной, поскольку в ней важны геометрические построения, основанные на иррациональных числах. Геометрические пропорции базируются на равенстве отношений и проявляются в геометрическом подобии членений и форм (а : b = с : d = … = к). Геометрические пропорции имеют среднюю пропорциональную величину, поэтому их называют непрерывными. Выделяют следующие иррациональные отношения: отношение диагонали квадрата к его стороне, т.е. 1:/2, отношение высоты равностороннего треугольника к половине его основания, т.е. 1:л/Т5.
Одной из разновидностей геометрических пропорций является «золотое сечение». Так ее назвал Леонардо да Винчи, хотя она была известна еще в древнем Египте. Эта система пропорций обладает замечательным свойством: каждый последующий член ряда есть сумма двух предыдущих. Таким образом, эта система визуально отображает идею роста.
Простейшим целочисленным рядом, обладающим таким свойством, является так называемый ряд Фибоначчи (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, …), названный по имени открывшего его в 1202 г. итальянского математика Леонардо Пизанского, более известного по прозвищу Фибоначчи.
«Золотое сечение» обладает еще одной особенностью: если отрезок разделить на две части в пропорции «золотого сечения», то меньшая часть отрезка так относится к большей, как большая к целому, т.е. a:b = b:(a + о). Ряд «золотого сечения» выражается следующими числами (округленно): 0,146; 0,236; 0,382; 0,618; 1,00; 1,618; 2,618; …
Существует несколько способов геометрического построения отрезков «золотого сечения». Деление отрезка в пропорциях «золотого сечения» показано на рис. Справа. Из точки В восстанавливают перпендикуляр к отрезку АВ. На нем откладывают отрезок ВС, длина отрезка \ВС\ = \АВ\: 2. Точку А соединяют прямой с точкой С. Из точки С радиусом ВС делают засечку на прямой АС и обозначают ее как точку D. Из точки А проводят дугу радиусом AD и ее пересечение с отрезком АВ обозначают как точку Е. Эта точка разделит отрезок АВ в пропорции «золотого сечения».
img316-1
Один из способов построения прямоугольника с пропорциями «золотого сечения» показан на рис. слева Отрезок АВ делят пополам и обозначают середину точкой Е. Из точки А проводят перпендикуляр к отрезку АВ и откладывают на нем \АЕ\. Обозначают полученную точку F. Соединяют точки В и F прямой. Проводят дугу с центром в точке F и радиусом \AF\, пересечение с прямой BE обозначают как точку G. Из точки В проводят перпендикуляр к отрезку АВ, проводят дугу с центром в точке В и радиусом BG. Пересечение с перпендикуляром из точки В обозначают как точку С. Из точки С опускают перпендикуляр, пересечение с прямой АЕ обозначают как точку D. Получают прямоугольник ABCD с пропорция-ми «золотого сечения».
img316-2
Для построения более сложной системы взаимопроникающих подобий существует метод «двойного квадрата». Этот способ построения отрезков «золотого сечения» известен с глубокой древности. Например, древнеегипетский канон предположительно выглядел так, как показано на рис. справа. Пропорции «золотого сечения» свойственны живой и неживой природе, поэтому они воспринимаются как гармоничные. Исследователи рассматривают ряд «золотого сечения» в качестве закономерности органического роста.
На практике соотношение «золотого сечения» часто заменяют близким к нему 2 : 3. Пропорции листов стандартных форматов близки к «золотому сечению» и к отношению 2: 3.
img317-1
Наряду с «золотым сечением» в искусстве и архитектуре также получили распространение пропорции, основанные на применении иррациональных величин /2, Л, {А и т.д. Как показали исследования Д. Хэмбриджа, прямоугольники с такими соотношениями сторон распадаются на элементы, повторяющие строение целого. Площади фигур, образуемых при этом, сохраняют кратные соотношения 1 : 2, 2 : 3 и т.д.
img317-2
Можно сказать, что модульные пропорции в композиции выражают статику, геометрические — динамику, рост, развитие. Не случайно Гете назвал «кривой жизни» спираль, построенную на основе пропорций «золотого сечения», показанную на рис. (в природе такое строение имеет раковина моллюска наутилуса).
img317-3

Масштабность. С пропорциями связано еще одно понятие — масштабность (масштаб). Как уже говорилось в подразд. 1.2 «Специфика зрительного восприятия», для того, чтобы правильно воспринимать величину незнакомых видимых объектов, человеку необходимо сравнить размеры предмета с чем-то хорошо известным. Представление о масштабности предметов складывается у человека в процессе повседневного пользования изделиями, размер которых обусловлен их функцией и условиями эксплуатации.
Масштаб — относительная характеристика величины предмета, поэтому его связь с абсолютным размером предмета относительна. Могут быть большие предметы мелкого масштаба и мелкие — крупного. Крупные размеры, конечно, всегда производят сильное впечатление. Но величина не является сама по себе художественным качеством. Например, взаимосвязь между масштабом и размерами архитектурного сооружения существует и проявляется через соотношения общей массы сооружения и его деталей. Часто можно наблюдать, что крупное здание не воспринимается таким, каково оно есть на самом деле, а здания одних и тех же размеров производят впечатление разных по величине.
В декоративной композиции под масштабностью понимают ассоциативную и в то же время фактическую соизмеримость про-изведения с физическими параметрами человеческого тела. Формула философов древности «человек есть мера всех вещей» выражает сущность масштабности предметного мира. Достижение масштабности связано с пропорционированием. Например, голова взрослого человека составляет 1/8 общей его высоты, а у ребенка — 1/4. Аналогичные закономерности наблюдаются в строении объектов природы и промышленных изделий.
Например, можно сравнить маленький флакон и большую бутыль. Изменяя пропорции, можно то придать предмету истинный масштаб, то несколько искусственно зрительно увеличить или уменьшить сам предмет.
img318-1
Выразительная масштабность достигается только при соблюдении масштабных закономерностей. Так, маленькая форма должна иметь крупные детали, а большая — мелкие. Расчлененная форма кажется больше нерасчлененной, однако при значительном увеличении количества членений они перестают влиять на восприятие размера и форма вновь приобретает первоначальную целостность.
Наиболее распространенным недостатком декоративной композиции является разномасштабность составляющих ее частей и элементов.
Эта закономерность справедлива для свойств поверхности: фактуры материала, цвета, членений. Так, светлая поверхность всегда больше, чем равная ей по размеру темная. Пятна одинакового размера и тона, помещенные на темный или светлый фон, также выглядят по-разному. Вертикальные линии и формы всегда воспринимаются больше равных им по размеру горизонтальных, причем эта иллюзия довольно устойчивая.
Форма, члененная по вертикали, значительно удлиняется по сравнению с нечлененной формой или члененной по горизонтали. Все это относится к восприятию размеров формы.

Контраст и нюанс.
Нюанс и контраст указывают на степень и характер различия между частями и элементами произведения. Нюансные отношения, сближенные по форме, тону, цвету, фактуре, объему, размеру, обогащают форму игрой оттенков, деталей. Контрастные отношения, противопоставляя основные элементы, характеризующие форму, являются движущим стимулом развития формы. Нюанс и контраст дополняют и обогащают друг друга: контраст подчеркивает нюанс, выявляет его; нюанс смягчает, дополняет контраст. Нюанс может служить и самостоятельным средством выражения, когда художественное произведение целиком построено на нюансных отношениях, сближенных тонах или в одной цветовой гамме. Контраст может проявляться в отношениях между предметами, пятнами, линиями — по размеру, форме, цвету, направлению движения и т.д.

Ритм и орнамент.
Ритмом в композиции называют закономерный повтор одинаковых или подобных, закономерно изменяющихся элементов. Соответственно существует четыре типа ритмов:
1) повтор одинаковых элементов через равные промежутки;
2) повтор изменяющихся элементов через равные промежутки;
3) повтор одинаковых элементов через изменяющиеся промежутки;
4) повтор изменяющихся элементов через изменяющиеся промежутки.
Эмоциональное воздействие ритма, ритмической композиции основано на общем свойстве восприятия: повтор каких-либо элементов (звуков, знаков и пр.) усиливает их эмоциональное воздействие. На основе ритмов построены целые виды искусства — поэзия, танцевальная музыка. В декоративной композиции практически всегда присутствует ритм. Например, шрифт обладает как собственным ритмом, так и ритмическим расположением строк. Как правило, в композиции ритм служит одним из средств организации элементов, но есть особый вид композиции, целиком основанный на закономерностях ритма и симметрии — орнамент.
Орнамент, как правило, не существует самостоятельно, почти всегда он располагается на поверхности какого-либо функционального предмета. При этом он придает поверхности собственную ритмическую структуру и, таким образом, является способом организации поверхности.
В искусствоведении встречается разделение орнаментов по мотивам на растительные, геометрические и др. Но в действительности в основе всех орнаментов лежат математические законы симметрии и ритма. Основная идея орнамента — идея связи и порядка, организованного мира.
В орнаментах помимо уже упомянутых видов симметрии — зеркальной и осевой — встречается еще один, особый вид симметрии: перенос, или трансляция. Симметричные элементы могут быть совмещены друг с другом при перемещении вдоль прямолинейной оси на отрезок определенной длины.
Простейший вид орнамента — бордюр. Бордюром называют линейные орнаменты, образуемые переносом каких-либо элементов вдоль оси. Характер бордюров различается в зависимости от того, имеет ли элемент собственные оси симметрии.

Существует всего семь видов бордюров:

1) асимметричный (рис. а);
2) с одной плоскостью симметрии (рис. б);
3) скользящее отражение (рис. в);
4) осевой (рис. г);
5) зеркальный, у которого плоскости симметрии перпендикулярны оси переноса (рис. д);
6) сочетающий поперечные плоскости симметрии со скользящим отражением и осевой симметрией (рис. е);
7) с одной продольной осью симметрии и многочисленными поперечными осями (рис. ж).

img319-1

От линейного орнамента, который может бесконечно продолжаться вдоль оси переноса, легко перейти к орнаменту, заполняющему плоскость. Если переносить весь бордюр в направлении, перпендикулярном к его оси (или под другим углом к ней), можно заполнить всю плоскость строго симметричным орнаментом, так называемой сеткой.
В сетках, равномерно заполняющих плоскость, математики насчитывают 17 вариантов (см рис.).
img319-2
Симметрия — не единственный способ организации орнамента. Орнаменты также могут строиться на основе более сложных ритмов. Например, в Эрмитаже хранится фарфоровый сервиз XVIII в., орнамент которого построен на пересечениях динамических спиралей, расходящихся из одного центра. В орнаментальном круге возможно движение по или против часовой стрелки.
Сам по себе орнамент носит бесконечный характер, поэтому для организации ограниченной поверхности какого-либо предмета обычно выстраивают более сложную композицию. Простейший и наиболее распространенный в народном искусстве прием — орнамент-кайма, замыкающий контур предмета, и заполнение внутреннего пространства равномерным орнаментом другого ритма (обычно более крупного). Современные художники, как правило, достигают этого построением орнамента на основе сложного ритма с четким композиционным центром, часто асимметричным.

Comments are closed.