Верстка

Существует два типа требований к шрифту и верстке: эргономические, т. е. требования разборчивости и удобочитаемости, и эстетические, связанные со сложившейся шрифтовой и книжной культурой. Эргономические требования одинаковы ко всем изданиям с большим объемом текста (брошюрам, книгам, технической документации, текстовым рекламным проспектам и т.д.).
Тип шрифта. В качестве основного рекомендуется применять только прямое начертание. Шрифты курсивных (наклонных) начертаний могут применяться специально, для выделения отдельных слов или фраз, но только в умеренных количествах. Традиционно курсивное начертание применяется для выделения:
• заголовков книг;
• названий произведений искусства, музыкальных композиций;
• названий фильмов, пьес и телевизионных передач;
• названий газет и журналов;
• терминов, в том числе технических, при первом их упоминании в тексте:
• определений, являющихся частью предложения;
• собственных имен пароходов и аэропланов;
• отдельных букв, обозначающих самих себя;
• элементов классификации;
• иностранных фраз, которые еще не стали литературной нормой. В настоящее время многие латинские слова и сокращения (e.g., i.e., ad hoc, etc., ibid., ca. и т.д.) оформляются прямым шрифтом;
• знаков препинания после слов или букв, набранных курсивом, включая точки, запятые, двоеточия и точки с запятой (кроме кавычек).
Обратите внимание на то, что показатель притяжательного падежа s в английском языке, когда он примыкает к слову, набранному курсивом, набирается прямым шрифтом, как и апостроф, который ему предшествует.
Традиционно для верстки текста рекомендуется применять шрифт с засечками, старую и переходную антиквы. До недавнего времени считалось, что такие шрифты более удобочитаемы, чем гротески, поэтому последние рекомендовалось использовать для заголовков, таблиц, подписей к рисункам. В последнее время в печати появляются противоречивые данные, некоторые исследования показывают, что люди привыкают к гротескам и на читабельность наличие засечек влияет не так сильно. В любом случае текст должен отличаться как от заголовков, так и от подписей. Для заголовков можно применять любые шрифты, в том числе и акцидентные.
Использование строчных и прописных букв. В сплошном тексте рекомендуется применять сочетание строчных и прописных букв, в заголовках и небольших текстах можно использовать как строчные и прописные буквы, так и одни прописные (заглавные).
Размер шрифта. Традиционно размер шрифта измеряется в кеглях. Эта старая система измерения ведет свое происхождение от наборных шрифтов для высокой печати. Чтобы удобнее было верстать вручную, все знаки шрифта одного размера помещались на одинаковые металлические плашки — литеры. Соответственно высота литеры включала в себя высоту строки, высоту всех выносных элементов и минимальное межстрочное расстояние. Эта высота, измеренная в типографских пунктах, и есть кегль. Длина выносных элементов у разных шрифтов различна, поэтому разные шрифты одного кегля могут значительно отличаться по высоте строки, обычно высота строки гротесков больше, чем антиквы того же кегля
img303-1
Для большого текста предпочтителен кегль 10 (если речь идет об изданиях для взрослых), допустимы кегли от 9 до 12. Заголовки обычно несколько крупнее — 11 — 14 кегль. Минимальный читаемый размер шрифта — 5 кегль.
Для детской литературы и школьных учебников существуют особые требования к шрифту, и они верстаются по несколько другим правилам.
Цвет шрифта и контрастность. На читабельность влияет степень тонального контраста цветов шрифта и фона, если говорить точнее индукция. Кроме того, влияют и традиции. Для большого текста предпочтителен темный шрифт на светлом фоне, обычно черный шрифт на белой бумаге. При этом для больших текстов нежелательно использовать глянцевую мелованную бумагу. Плотность бумаги должна исключать пропечатывание шрифта с обратной стороны.
Все современные наборные шрифты спроектированы для отображения черной краской на белой бумаге, форма, пропорции и толщина штрихов знаков получают при этом максимальный контраст. При использовании шрифта для печати цветом или на окрашенном фоне необходимо учитывать особенности восприятия других цветов. Например, красный шрифт на белом фоне утрачивает контраст черного шрифта, поэтому белые пробелы вокруг букв начинают терять свою ясность и становятся нечеткими. Если не поддерживать высокий тональный контраст, например темно-зеленый шрифт на бледно-желтом фоне, то шрифт придется сделать больше или насыщеннее (или то и другое), чтобы компенсировать низкий контраст. Гротескные шрифты в цвете смотрятся лучше, чем шрифты с засечками, поскольку их конструкция в целом устойчивее, у них отсутствуют волосные линии, мелкие детали, тонкие штрихи, характерные для шрифтов с засечками.
Помимо контраста, цветной шрифт для полиграфической печати, особенно на цветном фоне, должен быть очень точно рассчитан. Цвет при печати обычно синтезируется сочетанием трех или четырех красок, которые должны быть приведены — наложены относительно друг друга с особой точностью, чтобы избежать видимого несовпадения. Кроме того, рисунок букв вырезается из цветного фона, т. е. фон печатается с «дырками» вместо шрифта, а цветной шрифт впечатывается в эти пустые места. (Черный цвет обычно не вырезается, а печатается поверх фона.) Это требует высокоточной печати. Самая большая проблема с мелким шрифтом — книжного кегля и мельче — связана с тем, что даже малейшее несовмещение приводит к тому, что шрифт становится нерезким, смазанным и даже многоцветным (пестрым). Поэтому мелкий шрифт лучше всего печатать сплошным цветом. Когда цвет печатается черной краской, следует включать функцию наложения черной краски на все остальные, что исключит вырезание шрифта в фоновом цвете. Печать шрифта в цвете связана со множеством проблем, особенно для мелких кеглей.
Печать шрифта вывороткой, т. е. белым по черному, создает те же проблемы, что и печать цветом вообще. В процессе печати черная краска несколько растекается, поэтому, когда используется шрифт вывороткой, тонкие элементы букв заполняются краской и ущемленные элементы начинают разрываться. Буквы, расположенные очень близко друг к другу, могут сливаться. Печать вывороткой на рыхлой, грубой или гигроскопичной бумаге (например, на газетной) увеличивает растекание краски.
Существуют некоторые технические решения, например увеличение экспозиции фотонаборного автомата, что обеспечивает более точное отображение точек и вызывает меньшее затекание черного в области белого (практически это недодержка шрифта). Но все-таки главным в печати шрифта вывороткой является правильный выбор гарнитуры и кегля шрифта. Предпочтительнее шрифты со слабым контрастом (толстые штрихи препятствуют разрывам), и часто лучше использовать полужирные наборные шрифты. Курсив нежелателен, так как буквы еще более склонны к разрывам, чем знаки прямого шрифта с засечками. Кроме того, чтобы воспрепятствовать слипанию букв, должны быть увеличены интервалы между ними, т.е. увеличен трекинг. Как правило, гротескные шрифты дают лучший результат при печати вывороткой, чем шрифты с засечками. Желательно перед печатью тиража посмотреть на пробном оттиске, как получился такой шрифт.
Длина строки. Поля. На читабельность также влияет длина строки. Слишком длинные строки затрудняют чтение, а слишком короткие не позволяют выровнять плотность шрифта, так как недостаточно пробелов между словами. Для шрифта нормального размера (10-й кегль) предпочтительна длина строки в 19 цицеро, т.е. около 8,5 см. (Цицеро — еще одна старинная типографская единица измерения, 1 цицеро = 12 типографских пунктов.) Допустим размер строки от 14 до 28 цицеро, т.е. от 6,3 до 12,6 см. Для страниц большего формата текст рекомендуется разбивать на несколько столбцов (так называемых колонок), минимальное расстояние между столбцами (средник) принято в один цицеро (т.е. около 4,5 мм). Разделительные линии между столбцами затрудняют чтение, поэтому их использовать не рекомендуется.
Для шрифтов других размеров шрифта длину строки можно рассчитать самостоятельно, в идеале она равна ширине 50 — 60 символов данного шрифта.
Эргономические требования к полям достаточно лаконичны: печатный материал должен располагаться с внешними полями не менее 12 мм.
Выключка. В полиграфии выключкой называют выравнивание столбца. Бывает так называемая флаговая выключка — влево (т.е. выравнивание по левому краю) и вправо (по правому краю). В этом случае интервалы между словами и буквами одинаковые, но «свободный» край получается неровным, что затрудняет чтение, особенно при верстке в несколько столбцов. В книгах и журналах в основном применяется выключка по формату, т.е. все строки имеют одинаковую длину и образуют прямоугольник.
Межбуквенные просветы. Понятие межбуквенного просвета связано с такими понятиями, как кернинг и трекинг.
Если установить одинаковые межбуквенные просветы (апроши) для всех букв, для некоторых пар букв они будут зрительно казаться маленькими (например, Н и П), а для других (например, Г и А) — непропорционально большими, так как буквы алфавита имеют разную геометрическую форму. Поэтому при верстке выполняется дополнительная подгонка таких пар, называемая кернингом.
img304-1
Как правило, пары кернинга записываются в файл шрифта, в этом случае кернинг выполняется автоматически в процессе верстки. Если проводится работа со старым шрифтом или керниговые пары очевидно записаны в файл некорректно, следует откорректировать кернинг вручную (для маленьких текстов, например, заголовка или логотипа, см. подраздел 7.3) либо отказаться от использования этого шрифта.
При изменении трекинга (т. е. расстояния между символами) необходимо учитывать особенности восприятия типографского текста. Как правило, разреженный (жидкий) или, наоборот, плотный трекинг затрудняют чтение. При этом текст, набранный крупным шрифтом, лучше смотрится при несколько более плотном трекинге. Если надо, напротив, растянуть (или выделить) слово, можно использовать разрядку, т.е. очень редкий трекинг. Вытягивать шрифты (что позволяют делать многие графические редакторы) не следует, ведь при этом искажаются пропорции отдельных букв.
Интерлиньяж — расстояние между базовыми линиями соседних строк, измеряется в типографских пунктах. Нормальный интерлиньяж составляет около 120 % кегля, т.е. для шрифта кегля 10 интерлиньяж в норме составляет 12 пунктов. Если интерлиньяж меньше высоты шрифта, например 8 для шрифта кегля 10, такой интерлиньяж называется отрицательным. Компьютерные программы допускают отрицательный интерлиньяж, но применять его можно только с целью создания декоративных шрифтовых композиций или плакатов.
Висячие строки. В типографской практике висячими строками называют начальные абзацные строки, расположенные в конце полосы (т. е. страницы в готовом издании), а также концевые строки, расположенные в начале полосы. Технические правила верстки категорически запрещают наличие таких строк в сверстанном издании, ибо они ухудшают удобочитаемость текста, а также искажают внешний вид полосы набора, лишая ее традиционной прямоугольной формы. Современные правила допускают только оканчивать полосу концевой строкой, начинать полосу абзацной строкой (т. е. первой строкой абзаца), а также размещать в конце или начале полосы абзац из одной строки (например, в прямой речи, когда строка является одновременно и концевой и абзацной). Кроме того, допускается начинать полосу короткими строками в математических рассуждениях (например, между формулами часто встречаются строки типа «и», «или», «здесь» и т.п.). Если в рекламной верстке достаточно избегать перехода на другую страницу одной-двух строк, то в книжной верстке висячими могут считаться и три, и пять строк. Висячие строки в процессе верстки обязательно удаляют, используя приемы вгонки и выгонки строк.
Вгонка и выгонка строк. Уменьшение числа набранных строк за счет уменьшения междусловных пробелов в предшествующих строках называют вгонкой строки.
Под выгонкой строки понимают увеличение числа набранных строк за счет увеличения междусловных пробелов в предшествующих строках, в процессе которого за счет части текста длинной концевой строки образуют новую концевую строку.
Вгонку или выгонку строк используют в случаях, когда необходимо ликвидировать висячую строку или уничтожить перенос с нечетной полосы на четную. Например, если необходимо уничтожить висячую строку в конце полосы (абзацную), всегда целесообразно выгнать одну из строк внутри полосы, тогда абзацная строка перейдет в начало следующей полосы; если необходимо ликвидировать висячую строку в начале полосы (концевую), целесообразно вогнать строку в одном из абзацев предыдущей полосы, на которую и перейдет концевая строка. В случаях когда на нужной полосе вогнать или выгнать строку не получается, следует «вернуться назад» и сделать соответствующую операцию на одной из предшествующих полос с переверсткой на одну-две строки уже сделанных полос.
Часто для ликвидации излишних строк верстальщик должен переверстать одну-две предыдущие полосы.
При вгонке и выгонке строк не допускаются нарушения основных правил выключки строк текста — междусловные пробелы всегда должны быть в допускаемых пределах (при выгонке строки ближе к верхнему, а при вгонке — к нижнему пределу). Недопустимо также использовать уменьшение или увеличение интервалов между буквами (трекинг). Иногда разрешается уменьшить или увеличить (до 5 %) ширину символов.
Перенос слова с полосы на полосу. Правила не ограничивают переносы слов с четной полосы на нечетную, т.е. переносы на одном развороте. Недопустимо переносить слова с нечетной полосы на четную, это ухудшает удобочитаемость издания, так как читатель должен перевернуть страницу для чтения окончания слова. Правда, в настоящее время позволяется в виде исключения оставлять такие переносы в случаях, когда ликвидация их в конце нечетной полосы может нарушить другие правила верстки. И все же следует рекомендовать избегать таких переносов, так как почти всегда можно их ликвидировать без нарушения других правил вгонкой или выгонкой строки в одной-двух предшествующих полосах.
Спуск и основные технические правила верстки спусковых полос. В типографской практике спуском называют отступ в верхней части начальных полос — полос, начинающих разделы, части или главы издания. Сами начальные полосы в этом случае часто называют спусковыми полосами.
Размеры спусков в издании определяются издательством. Обычный размер спуска — около 1/4 высоты полосы, считая от ее верха до первой строки текста, причем все заголовки, шапки и заставки включают в размер спуска.
По техническим правилам верстки размер спусков по всему изданию должен быть строго одинаковым, однако допускается уменьшение или увеличение спуска на одну-две строки основного кегля в связи с тем, что на спусковых полосах текста меньше, чем на обычных и отсутствуют предшествующие полосы, в которых можно было бы вогнать или выгнать строки для правильного окончания полосы (без висячей строки и переноса на четную полосу).
Концевая полоса и основные правила верстки концевых полос. Последнюю полосу (страницу) издания или его главы, раздела, отдельного рассказа, после которой следующий текст начинается с начальной полосы, называют концевой полосой. Чаще всего она бывает неполной.
На концевой полосе не разрешается оставлять слишком мало текста. Как правило, он должен занимать не менее 1/4 ее высоты, т. е. не менее размера спуска на начальных полосах. Если же текста на полосе меньше, то необходимо либо вогнать его в несколько предшествующих полос, либо, наоборот, выгнать несколько строк из предыдущих полос на концевую.
Не рекомендуется также оставлять на концевой полосе слишком малый пробел снизу; пробельный материал должен занимать не менее трех-четырех строк основного кегля. Если места остается меньше, то выгонкой строк доводят концевую полосу до полной или же вгонкой отрок увеличивают нижний пробел до минимально допустимых размеров. Конечно, все вгонки и выгонки не должны нарушать другие технические правила набора.
Часто на концевых полосах размещают также более или менее сложные концовки.
Концовками называют линейки, специальные линейки с утолщениями, украшения, а иногда и небольшие иллюстрации, устанавливаемые в конце разделов, глав и других частей издания. На концевых полосах, занимающих всю полосу, концовку не ставят.
Технологические требования к верстке. Кроме эргономических требований, связанных с читабельностью, к верстке предъявляются и технологические требования. Основные требования к сверстанным полосам следующие: абсолютно точные (до 0,5 пункта) размеры полос как по ширине (формату строки), так и по высоте, без каких-либо перекосов или «распоров»; единообразие верстки по всему изданию и приводность верстки.
Единообразие верстки достигается использованием одинаковых элементов оформления всех страниц издания. На практике единообразие достигается с помощью шаблонов страниц и применения стилей.
Приводностью верстки называют полное совпадение общих размеров четных и нечетных полос, а также точное совмещение строк основного текста на этих полосах между собой (на просвет). Достигается приводность верстки приведением всех частей текста, набранного шрифтами кегля, отличного от основного, а также формул, таблиц и иллюстраций к целому числу строк основного кегля с помощью отбивок (интервалов между строками) сверху и снизу.

РАЗМЕЩЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Чертежи, рисунки и другие иллюстрации являются важнейшим элементом художественного оформления изданий, поэтому для иллюстрационной верстки действуют технические правила, нарушение которых резко снижает качество издания.
Основное правило — единство оформления всего издания. Не следует в одном издании применять различные виды иллюстрационной верстки. Единообразие верстки иллюстраций (журналы часто являются исключением из-за сложности макета) должно сохраняться по всему изданию.
Виды иллюстративной верстки. Вид иллюстрационной верстки определяется характером размещения в издании неполноформатных (не занимающих полную полосу) изображений. Различают следующие основные виды верстки:
• открытая — рисунок размещается у края полосы (вверху или внизу) и соприкасается с текстом одной стороной при верстке вразрез или двумя сторонами при верстке в оборку;
img307-1
• закрытая — рисунок размещается внутри текста и соприкасается с текстом двумя сторонами при верстке вразрез или тремя сторонами при верстке в оборку;
img307-2
• глухая — рисунок находится внутри текста и соприкасается с ним всеми четырьмя сторонами;
img307-3
• на полях — иллюстрации располагаются на полях
img307-4

Выделяют также два промежуточных вида верстки: полосная и в обрез.
Полосная верстка предусматривает, что рисунок полностью занимает всю полосу
А – с полями, б – без полей
img307-5
Верстка в обрез предполагает, что изображения размещают с выходом в поле так, чтобы при обрезке издания срезалась некоторая часть рисунка
а – выход в поле верхней части страницы
б- выход в поле в центре страницы
img307-6
Оборкой называется текстовая выемка. Если в колонку (столбец) текста вставляется иллюстрация или другой текст, границы верстки изменяются так, чтобы «оборачивать» ее (в компьютерных редакторах эту функцию часто называют обтеканием). Оборки могут быть прямоугольными, многоугольными или криволинейными, в зависимости от цели и возможностей программы верстки.
При выборе определенного типа верстки нужно в первую очередь подумать о типе издания, его содержании и системе оформления и подобрать подходящую схему верстки иллюстраций. Смысловая нагрузка и сюжет иллюстрации также может влиять на композицию. Если на иллюстрации изображен, к примеру, бегущий человек, то располагать ее лучше к внешнему полю. Иначе при расположении изображения у корешка потеряется динамика изображения. Изображение заката или открытого горизонта лучше располагать в самой верхней части страницы и т. д.
Согласно статистике левая полоса воспринимается менее активно, чем правая. Поэтому полосные иллюстрации (в частности, рекламные модули) или же просто изображения, которые должны быть с большей вероятностью замечены, располагают на правой полосе. В то же время иллюстрацию, требующую детального рассмотрения (например, схему), лучше располагать на левой полосе. При размещении иллюстраций также не стоит забывать о цветовой нагрузке. Рисунок одной формы и размера может восприниматься совершенно по-разному в зависимости от его цветового решения и насыщенности цветов. Он может выглядеть тяжелым темным пятном, стремящимся задавить все, что находится под ним, или же светлым, парящим и легким. В зависимости от этого схема расположения иллюстраций может отличаться.
Правила заверстки рисунков по отношению к тексту. В изданиях, где изображения непосредственно связаны с текстом (а таких подавляющее большинство), как правило, иллюстрация должна следовать за ссылкой на нее в тексте, причем на том же развороте, где размещается ссылка. Это правило не всегда легко выполнить, особенно в случаях, когда в издании много рисунков. Тем не менее всегда следует стараться размещать иллюстрации по отношению к ссылкам следующим образом:
• если ссылка оказалась на четной полосе сверху, то рисунок надо расположить на этой же полосе;
• если ссылка на четной полосе внизу, то рисунок располагают на нечетной полосе (тот же разворот);
• если ссылка на нечетной полосе расположена внизу, допускается размещение рисунка на той же полосе над ссылкой. Но лучше (если это возможно), возвратившись несколько назад, либо выгнать строку со ссылкой на следующую четную полосу, либо вогнать несколько строк с тем, чтобы ссылка оказалась над рисунком.
Нельзя заверстывать изображение в конце раздела или главы перед заголовком следующего раздела (главы) рис. а
img308-1
Правила заверстки иллюстраций вразрез. Вразрез с текстом заверстывают изображения, формат которых равен формату строк набора, а также несколько меньшие или несколько большие формата строк. При открытой верстке такая иллюстрация устанавливается вверху или внизу полосы и соприкасается с текстом одной стороной. В этих случаях очень плохо, когда изображение не соответствует формату строк набора и нарушает прямоугольность полосы. При закрытой верстке изображения вразрез иллюстрация соприкасается с текстом двумя сторонами, ее всегда размещают на оптической середине полосы. При заверстке изображения вразрез над ним нельзя оставлять абзацную строку, а текст под ним не может начинаться с концевой строки (рис. б).

Правила заверстки иллюстраций в оборку. Рисунки, значительно меньшие по формату, чем строки набора, заверстывают с оборкой (текстом с одной стороны, а при глухой верстке — с двух сторон) (рис. а).
img308-2
Если на полосе имеется лишь одно изображение, заверстанное в оборку, то его всегда располагают по наружному краю полосы (на четной полосе — слева, на нечетной — справа) (рис. б); при закрытой верстке — на оптической середине полосы по высоте, и в нижнем или верхнем крае полосы — при открытой верстке.

Верстка двух рисунков на одной полосе. На одной полосе могут быть расположены два рисунка, заверстываемые вразрез. При открытой верстке один из них заверстывают вверху, а второй — внизу полосы. При закрытой верстке между этими изображениями должно быть не менее трех строк текста, и оба они с текстом между ними завёрстываются на оптической середине полосы (рис. а).
img309-1
Если на одной полосе расположены два рисунка малого формата, то их можно разместить рядом, вразрез с текстом. При этом если они не займут почти полного формата строки, то вертикальный пробел между ними должен быть значительно меньшим, чем поля (рис. б).

Оба эти рисунка можно разместить и в оборку (когда суммарный формат иллюстраций больше формата строки набора, то именно этот вариант единственный): первое изображение — к наружному краю полосы, а второе — к корешковому полю. Между такими иллюстрациями должно быть не менее трех полноформатных строк (при закрытой верстке), и всю группу размещают на оптической середине; при открытой верстке первое изображение размещают вверху, второе — внизу полосы (рис. а).
img309-2
Если два рисунка, размещаемые вразрез, существенно отличаются по высоте, то их следует выровнять по нижней линии и над меньшим по высоте рисунком сделать оборку, формат которой равен формату этого изображения, а высота — не менее четырех строк текста (рис. б).

Размещение иллюстраций на развороте. Если на обеих полосах разворота рисунки располагают вразрез, то их следует выравнивать по нижней линии, размещая больший рисунок на оптической середине по высоте. При резкой разнице в высоте этих иллюстраций их располагают по оптической середине полос (рис. а).
img309-3
При наличии на каждой полосе разворота изображений в оборку рекомендуется: если рисунки имеют одинаковые размеры, разместить их симметрично относительно корешка; если же рисунки имеют разные как по формату, так и по высоте размеры, то — по одной диагонали, смещая рисунок на четной полосе несколько вверх, а на нечетной — вниз (при закрытой верстке), или располагая изображение на четной полосе вверху, а на нечетной — внизу (при открытой верстке) (рис. б).
Рекомендуется так же поступать при наличии на четной полосе изображений вразрез, а на нечетной — изображений в оборку. Разворот с четырьмя иллюстрациями в оборку (по два на полосе) лучше делать симметричным, помещая нижние рисунки к корешковому полю, но иногда предпочитают все четыре рисунка в этом случае размещать к наружному полю.
img310-1
Фигурная выключка является одним из специфических видов объединения текста и изображения. Поля текстового блока, которые имеют непрямые границы, называются фигурными. Фигурные поля, которые следуют контурам другого элемента полосы, называются обтеканием. Обтекание можно рассматривать как определенный вид отступов, в котором отступы меняются на каждой строчке. Обтекание текста определяется формой графического изображения.
img310-2
Принципы обтекания. Фигурные блоки текста — самые сложные виды верстки. Вокруг объекта создается контур обтекания, задаются определенные значения отступа и сдвига текста от объекта. Так создается пробельная зона, в которую не попадают знаки окружающего текста.
img310-3
При этом необходимо решить проблемы компоновки, вызванные тем, что один набор установок для переносов и выключки не может справиться с постоянно изменяющимися длинами строк, и добиться равномерности пробелов в зауженных строках.
Обтекание лучше выглядит с выключкой по формату, так как при флаговой выключке обтекание плохо заметно.
img311-1
Легче всего создать обтекание прямоугольных контуров или рамок. Прежде всего необходимо добиться равномерности пробелов в за-уженных строках. Затем следует сконцентрировать свое внимание на пробельном пространстве между объектом и обтекающим текстом.
Хорошим правилом может служить размещение вершины обтекаемого изображения на линии верхних выносных элементов второй строки обтекающего текста. Таким же образом нижнюю границу изображения нужно выровнять по линии нижних выносных элементов предпоследней строки сдвинутого текста. Это обеспечит визуально равные пробелы над и под изображением .
img311-2
Текст, помещенный внутрь обтекаемой формы, может быть в виде определенного силуэта. В данном случае текст обтекает форму не снаружи, а внутри
img311-3
ДЕЛОВАЯ ГРАФИКА

В различных каталогах, рекламных проспектах, отчетах, деловой документации кроме графических иллюстраций часто используют таблицы, диаграммы и графики. Такая форма подачи информации не только более наглядна, но также делает страницы визуально более привлекательными. К таблицам, диаграммам, графикам предъявляют определенные эстетические и эргономические требования.
Эстетические требования сводят в основном к единству стилевого и цветового решения.
К эргономическим относят следующие требования:
• количественные данные лучше представлять в виде таблиц. Исключение составляют случаи, когда необходимо отразить общий характер функциональной зависимости. Графики и схемы по читаемости примерно равноценны;
• таблицы следует максимально упрощать, в той степени, в которой это совместимо с их назначением. В таблицах рекомендуется использовать вертикальные линии для более четкого разделения граф, горизонтальные линии желательно применять только для выделения главных разделов таблицы. Тем не менее, если столбцы таблицы содержат цифры, чтение таблицы затрудняется. В таком случае рекомендуется использовать разделяющие линии или отбивку через каждые пять строк;
• графики не должны содержать лишних линий и надписей, только те, которые абсолютно необходимы для их понимания. В целом график должен давать ясное представление о наиболее важных чертах отражаемой зависимости;
• на одном графике, как правило, не должно быть больше четырех кривых;
• надписи на осях графиков и диаграмм следует располагать внизу и слева от оси;
• линии на графике должны быть разной толщины, в зависимости от их значимости. Линии, к которым относятся цифровые значения («оцифрованные»), должны быть толще линий, не имеющих цифровых значений;
• по горизонтали откладываются значения независимой пере-менной так, чтобы он возрастали слева направо, по вертикали — зависимой, возрастающие снизу вверх. Надписи на осях должны указывать величину и единицы измерения;
• название графика не должно располагаться в пределах раз-графленной площади. При необходимости для разъяснения названия могут использоваться подзаголовки;
• недопустимо применять сокращения в заголовках графиков и диаграмм, на графиках и схемах следует применять только стандартные сокращения;
• при необходимости дать ссылки и дополнительные пояснения к графику, их лучше помечать цифрами или буквами, взятыми в кружок, а не какими-либо другими печатными символами;
• если на одном графике используются две шкалы, желательно свести обе шкалы к общей основе;
• для обозначения кривых можно использовать линии разных типов (например, сплошные и пунктирные), хотя это не всегда обязательно.
Диаграммы используются для сравнения величин; чтобы показать значения за определенный период времени, а также диапазон изменения величин и их отклонений от нормальной (основной) линии.
К таблицам применяют специальные правила верстки.
Основной текст таблицы набирается на 1—2 пункта меньше кегля основного текста.
Шапка таблицы набирается на 0,5—1,0 пункт меньше основного текста таблицы либо выделяется полужирным начертанием.
В больших сложных таблицах кегль основного текста можно уменьшать до шести пунктов. Выключка строк:
• основного текста — влево;
• основного текста в достаточно широкой колонке — по формату;
• шапки таблицы — по центру;
• шапка таблицы, левая колонка — можно делать влево;
• цифры — по центру, с соблюдением разрядности.
Если таблица не помещается на полосе следом за ссылкой, то она располагается на следующей полосе.
Разрывать таблицу на две или более части можно, если таблица:
• занимает больше одной полосы;
• занимает более 40 % полосы набора по вертикали, и идет большое число таблиц подряд (плюс могут быть еще и иллюстрации);
• строго привязана к тексту.

При разрыве таблицы каждая ее часть должна начинаться с верха новой полосы.
При разрыве таблицы на второй и последующих полосах должно быть набрано «Продолжение табл. 1.1» вверху таблицы, курсивом, в правый край.
При разрыве таблицы колонки нумеруются. На последующих полосах головка таблицы не повторяется, а даются только номера; либо повторяется шапка таблицы, если она не слишком большая (в этом случае колонки не нумеруются).
Примечания к таблице набираются сразу после нее кеглем, меньше основного на 1—2 пункта, а слово «Примечание(я)» выделяется курсивом или разрядкой.
Примечания отбиваются от таблицы на 6 — 8 пунктов.
Если в примечаниях несколько пунктов и они пронумерованы, то первый пункт набирается в подбор за словом «Примечания», а следующие пункты с новых абзацев.
Отбивки над заголовком таблицы и под таблицей (или под примечаниями к ней составляют) 1,0—1,5 строки.
Рекомендованная толщина линеек таблицы — 0,5 пункта. Если необходимо выделить линейками часть таблицы, то линия утолщается до одного пункта.

Comments are closed.