Цвет

Цвет — это ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света. Цвет — психофизиологическая характеристика, он не является свойством электромагнитных волн, которые воспринимаются как свет, а представляет собой ощущения человека, вызываемые этой энергией.
В цветоведении — науки о цвете — принято рассматривать свет как электромагнитное волновое движение.
Известно, что при разложении луча белого света, проходящего через прозрачную призму, получается разноцветная полоса — спектр, в которой один цвет постепенно переходит в другой: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Если все цветные лучи спектра собрать вместе, то восстановится белый цвет.
321430_html_16cdce7e
7114848_m
В спектре различают холодные и теплые цвета. Все оттенки красного, оранжевого, желтого и некоторые оттенки желто-зеленого цвета принято называть теплыми. К холодным цветам относятся — фиолетовые, синие, голубые, сине-зеленые. Кроме того, существуют пары цветов, дополняющих друг друга до белого цвета. Они называются дополнительными. В цветовом круге дополнительные цвета — красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый и т.д. — размещаются на диаметрально противоположных сторонах. При смешении дополнительных цветов практически получаются не белые, а серые цвета. Если парные дополнительные цвета расположены рядом, то зрительно яркость цвета усиливается. Это явление называется цветовым контрастом. Восприятие светлоты предмета в зависимости от окружающих его тонов называется контрастом светлоты.
965817_normal
В спектре белого солнечного света глаз среднего наблюдателя способен различить около 120 цветов. Это так называемый непрерывный спектр, характерный для всех тел накаливания, т.е. таких источников света, у которых энергия теплового излучения преобладает над световой. Принято различать семь основных цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. (Под голубым в цветоведении подразумевается не светло-синий, а цвет, расположенный в спектре между синим и зеленым.) Чтобы запомнить порядок цветов в спектре, гимназисты (еще в XIX в.) придумали мнемоническое правило: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».
Для удобства обозначения цветов также принято деление спектра на три области:
1) длинноволновую (760 — 600 нм) — от красного до оранжевого;
2) средневолновую (600—500 нм) — от оранжевого до голубого;
3) коротковолновую (500—380 нм) — от голубого до фиолетового.
Способности человека различать цвета сильно варьируются. Можно считать, что они поддаются тренировке и сильно зависят от профессиональной деятельности. Например, красильщики тканей могут на глаз различать до 60 оттенков черного цвета.
Человек может различать до нескольких десятков тысяч цветов и оттенков. Когда производители программного обеспечения говорят, что в режиме RGB можно записать 16 млн цветов, имеется в виду только принципиальная возможность записать в файл 16 млн сочетаний трех основных лучей.

Принципы классификации цветов. Все цвета подразделяются на ахроматические и хроматические.
Ахроматическими называют белый, черный и все оттенки серого. В их спектры входят лучи всех длин волн в равной степени (на практике это равенство всегда несколько нарушается). Человеческий глаз способен различать до 300 оттенков ахроматических цветов.
Все остальные цвета, в том числе спектральные, называются хроматическими. В спектрах таких цветов всегда имеется преобладание какой-либо одной длины волны (максимум).
svetlota-spektralnyh
Для однозначного определения цвета (спецификации) часто используют систему психофизических характеристик. К ним относятся: цветовой тон, светлота, относительная яркость, насыщенность и чистота света.
Цветовой тон — это качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из спектральных или пурпурному (пурпурный образуется при смешении красного с фиолетовым). Иными словами, цветовой тон — это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий, зеленый и т.д.). Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.
Светлота — это степень отличия данного цвета от черного, измеряется числом порогов различения от данного цвета до черного. (Порог различения, или разностный порог, — относительная величина изменения раздражителя, необходимая для изменения ощущения. Иными словами — минимальная разница какой-либо характеристики цвета, заметная человеческому глазу.) Количественное определение светлоты — сложная и громоздкая процедура, требующая специального оборудования, поэтому в практике колориметрии она заменяется другой характеристикой — относительной яркостью.

Относительная яркость — это отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее. Измеряется коэффициентом отражения.
Удобно измерять относительную яркость с помощью серой шкалы — заранее заготовленного набора ахроматических выкрасок, коэффициенты отражения которых измерены каким-либо точным прибором, например фотометром. Измерение производится путем сравнения на глаз данной выкраски с одним из образцов серой шкалы.
Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, измеряется числом порогов различения от данного цвета до ахроматического. Вследствие большой трудоемкости определения этой характеристики она обычно заменяется другой, так называемой чистотой или колориметрической насыщенностью.

Цвет собственный, присущий данному предмету, называется локальным (например, желтый лимон, красное яблоко и т.д.). В действительности собственный цвет предмета приобретает различные оттенки в зависимости от ряда условий — характера освещения (источника света), отраженного света окружающих предметов (рефлексов), влияния воздушной среды, направления лучей света, фактуры поверхности предмета и т.д. Так, лучи солнечного света, освещая предмет, придают его окраске белесоватость, высветляют цвет, а свет электрических ламп накаливания придает окраске предметов светло-желтый оттенок. Рефлекс хорошо заметен, если к белому предмету, например гипсовому шару, приблизить с теневой стороны цветную материю. В этом случае тень на шаре приобретает оттенок цвета материи.
Цвет, наблюдаемый в определенной воздушной среде, изменяется также при удалении предмета от зрителя (воздушная перспектива). Так, предметы темного цвета издали кажутся более светлыми и приобретают голубую и синюю окраску. Поэтому не следует изображать цвета окружающих предметов одной краской. Правдивое воспроизведение окраски предметов требует правильной передачи как локальных, так и обусловленных цветов.

Чистота цвета — это доля чистого спектрального цвета в общей яркости данного цвета. Самые чистые цвета — спектральные. Их чистота составляет 100%, но насыщенность спектральных цветов неодинакова: желтый наименее насыщенный, к краям спектра насыщенность повышается.
В практике работы с красками обычно говорят о чистоте красок, а не цвета. При этом имеют в виду долю чистого пигмента данного цвета в красочной смеси. Чистота ахроматических цветов равна 0, так же как и насыщенность.
Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью. Ахроматические цвета не имеют цветности.

На основании этих признаков цвета соединяются в колориметрические системы, широко применяемые в практике.
Восьмиступенчатый цветовой круг — простейшая система, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности (к семи основным спектральным цветам добавлен пурпурный, между фиолетовым и красным. Такой круг послужил основой для разработки пространственных систем цветов и колориметрических атласов В. Оствальда, Л. И. Рабкина и др. В настоящее время наибольшее распространение в полиграфии, рекламе и текстильной промышленности получили цветовые таблицы американской фирмы Pantone.
В живописи применяется шестиступенчатый цветовой круг. Отсюда — три пары цветов, расположенных на диаметрах цветового круга и называемых взаимодополнительными: красный — зеленый, оранжевый — синий, желтый — фиолетовый. Смешение таких цветов дает серый. Выделяют следующие особенности взаимодействия цветов из этих пар: взаимное усиление яркости, влияние на серый (приобретает оттенок взаимодополнительного цвета), краевой контраст.
ZvetovoyKrug цветовой-круг
Смешение цветов. Это краткий и не совсем точный термин для названия сложного процесса образования цвета различных тел и поверхностей. Различают два принципиально разных процесса смешения цветов: слагательный (или аддитивный, от англ. add — складывать) и вычитательный (или субстрактивный, от англ. sub-stract — вычитать).
Слагательное смешение подразделяют на следующие виды:
• пространственное — совмещение в одном пространстве различно окрашенных световых лучей, например декоративное освещение, цирковое, театральное, архитектурное;
• оптическое — образование суммарного цвета в органе зрения, в то время как в пространстве слагаемые цвета разделены, например электронно-лучевая трубка (экран телевизора или монитор компьютера);
• временное — особый вид оптического смешения. Его можно наблюдать на приборе для смешения цветов (вертушке Максвелла). Если укрепить на вертушке диски разных цветов и привести ее во вращение со скоростью не менее 2 ООО оборотов в минуту, цвета отдельных дисков становятся неразличимыми и образуют некий суммарный цвет;
• бинокулярное — смешение, которое можно наблюдать, надев разноцветные очки. После некоторой борьбы полей устанавливается общая окраска поля зрения для обоих глаз, причем цвет этой окраски равен сумме цветов двух стекол.

Для слагательного смешения цветов необходимо соблюдать два основных правила.
1. При смешении двух цветов, расположенных на хорде 10-сту-пенчатого цветового круга, получается цвет промежуточного цветового тона. Например, красный + зеленый = желтый; пурпурный + зелено-голубой = синий; красный + желтый = = оранжевый. Чем ближе по кругу расположены смешиваемые цвета, тем больше насыщенность суммарного цвета.
2. При смешении цветов, противоположных в 10-ступенчатом круге, получается ахроматический цвет, такие пары цветов называются взаимодополнительными. Выделяют следующие пары взаимо-дополнительных цветов для слагательного смешения: красный — зелено-голубой; оранжевый — голубой; желтый — синий; желто-зеленый — фиолетовый; зеленый — пурпурный.

Из правил слагательного смешения следует, что все цвета цветового круга можно получить из трех исходных. Исходными цветами служат красный, зеленый и синий. Смешанные попарно в разных пропорциях они дают все остальные цвета достаточной насыщенности. Сумма трех исходных цветов, взятых в определенных яркостных соотношениях, составляет белый (ахроматический) цвет. Красный, зеленый и синий (red, green, blue) называются основными цветами (в колориметрии). Такому смешению цветов соответствует среда или режим RGB. Физическая сущность слагательного или аддитивного способа образования цвета — суммирование световых потоков тем или иным способом. Слагательный способ имеет место в тех случаях, когда используют окрашенные лучи (светильники, мониторы и др.).
Сущность вычитательного, или субстрактивного, смешения заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения.
ibwiki_article-3-1204292961 post-141966-1268489171
Субстрактивный процесс имеет место только при взаимодействии света с материальным телом, например при смешивании красок, использовании светофильтров для окрашивания белого света, наложении полупрозрачных красочных слоев (лессировки), т.е. при всех видах отражения и пропускания света. Всякое хроматическое тело (краска, фильтр и др.) отражает (или пропускает) лучи «своего» цвета и поглощает лучи цвета, дополнительного к собственному. Теоретически для получения всех цветов круга путем вычитательного смешения достаточно трех красок — голубой, пурпурной и желтой (cyan, magenta, yellow). На практике обычно краски недостаточно насыщенны (это связано с технологическими особенностями полиграфической печати), поэтому к трем основным цветам добавляется черный (black). Этому способу получения цветов соответствует режим CMYK (черный обозначен буквой К, чтобы не было совпадения с синим).
Вычитательному способу получения цветов соответствует шести-ступенчатый цветовой круг. Взаимодополнительные цвета расположены на диаметрах такого круга. Это три пары цветов: пурпурный — зеленый, оранжевый — голубой, желтый — фиолетовый.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТОВ

Для различения цветов решающее значение имеет их яркость. Это качество позволяет ориентироваться в световой картине мира даже существам, лишенным хроматического зрения. Человеческий глаз способен работать при очень больших колебаниях яркости. Способность глаза приспосабливаться к различным условиям освещенности называют адаптацией. При дневной и сумеречной адаптации видимость цветов различна. Так, днем красный цвет кажется более ярким, чем синий и фиолетовый, а в сумерках, напротив, красный сильно темнеет, а синий светлеет.
Яркость спектральных цветов, воспринимаемая глазом, зависит от цветового тона. Если разложить белый свет на спектральные цвета и измерить энергию лучей всех основных цветов, получатся равные величины, т. е. с точки зрения физики яркость всех цветов в спектре одинакова. Зрительно же яркость спектральных цветов оценивается как различная: самым ярким кажется желтый цвет, самыми темными — красный и фиолетовый. Воспринимаемая глазом яркость спектральных цветов называется видностью. Различная видность цветов биологически целесообразна. Это позволяет лучше отличать цвета друг от друга. Характерно, что спектр отражения зеленых листьев похож на кривую видности.
Чувствительность глаза к цветовому тону также различна и зависит от положения цвета в спектре. Человеческий глаз лучше всего различает цвета в средней части спектра: от голубого до оранжевого. Здесь достаточно изменения длины волны на 1—2 нм, чтобы увидеть изменение цвета. В области красного и фиолетового порог чувствительности резко увеличивается, достигая десятков и сотен нанометров.
Цветовой тон воспринимается неодинаково при различной яркости света. Так, при снижении яркости видимый спектр, прежде чем стать монохромным, сводится к трем цветам: красному, зеленому и фиолетово-синему. Так же воспринимается цвет окрашенных поверхностей при снижении освещенности: видны только основные цвета, переходы между ними исчезают. Такое изменение цветов при уменьшении их яркости называется эффектом Эбнея.
При сильном снижении насыщенности цветов и увеличении их яркости также происходит сдвиг цветового тона — так называемый эффект Бецольда — Брюкке. При добавлении белого к спектральным цветам оранжевый и красный желтеют, синий и фиолетовый — голубеют. Иными словами, спектр как бы стремится разделиться на две группы цветов — желтую и голубую.

Аналогично происходит при очень сильном освещении, например ярким солнцем в южных широтах, а также при большом снижении насыщенности краски, например в водном растворе.
Восприятие цвета также зависит от угловых размеров пятна. При уменьшении размеров (до 0°10′ — 0°20′) его цветовой тон смещается в сторону красного или зелено-голубого. Синий, зеленый и пурпурный становятся плохо различимы. Если пятно меньше 0°10′, его окраска становится ахроматической: желтые и зелено-голубые становятся белыми, красные и синие — черными.
Видимые характеристики цвета также изменяются под действием так называемой хроматической адаптации, т. е. снижения чувствительности глаза к цвету при достаточно длительном наблюдении данного цвета. Насыщенность всех цветов при этом снижается, как будто к ним добавляется серый, светлые цвета темнеют, темные светлеют, теплые цвета (оранжевый, желтый, красный) «холоднеют», а холодные (голубой, синий, фиолетовый) «теплеют». Если цвет фиксировался наблюдателем слишком долго, то хроматическая адаптация сменяется так называемым цветовым утомлением. В результате цветовое ощущение может сильно измениться. Так, наблюдатель может спутать красный и зеленый цвета. В лабораторных условиях установлено, что при уравнивании эффективной яркости (светлоты) спектральных цветов наименьшим утомляющим действием обладает желтый, затем, к краям спектра, утомляющее действие цвета резко усиливается. Однако при естественных условиях утомляющее действие цвета пропорционально его количеству. Количество цвета в свою очередь зависит от цветового тона, яркости, насыщенности, угловых размеров цветового пятна, цветового контраста и времени наблюдения. При прочих равных условиях наибольшим количеством цвета обладают красный и оранжевый, а наименьшим — синий и фиолетовый.

Важная особенность зрительного восприятия — явление цветовой индукции. Цветовой индукцией называется изменение характеристик цвета под влиянием наблюдения других цветов, проще — это взаимное влияние цветов. Существует два вида цветовой индукции: отрицательная и положительная. При отрицательной индукции характеристики двух взаимовлияющих цветов изменяются в противоположном направлении. Например, если сопоставить светлое пятно и темное, то светлое кажется светлее, чем на самом деле, а темное — темнее. При положительной индукции характеристики цветов сближаются. Какая произойдет индукция — положительная или отрицательная — зависит от степени различия характеристик цветов. Если различие достаточно заметно, глаз стремится увеличить его, а если малозаметно — уничтожить незначительную разницу.

Цветовая индукция — причина множества явлений, объединенных общим термином «контрасты». В научной терминологии под словом «контраст» подразумевают вообще всякое различие, но при этом выделяют понятие меры. Можно определить контраст как меру различия цветов. В литературе контрастом часто называют явления индукции (контраст — мера индукции). В живописи принято называть индукцию «краевым контрастом», так как наиболее выраженно она проявляется по краю цветового пятна.
Выделяют одновременную и последовательную индукцию.
Одновременная индукция наблюдается в любой цветовой композиции при сопоставлении пятен различных цветов. Фактически одновременная индукция присутствует всегда. Лучше всего наблюдать одновременную индукцию на примере цветных теней. Если осветить белый экран двумя источниками света разных цветов, а затем поместить какой-либо предмет, то тени от предмета будут окрашены в два контрастных цвета, отличных от цвета источников, например, от белого и красного источников — тени красного и зеленого.
Последовательную индукцию можно наблюдать на простом примере. Если цветной квадратик размером несколько сантиметров положить на белый фон и фиксировать на нем взгляд не менее V2 мин, а затем квадратик убрать, на бумаге будет виден его «след», причем цвет будет контрастным к цвету выкраски.
Контрастные цвета близки к взаимодополнительным, но не совпадают с ними. Это объясняется физиологическими факторами.
Основная закономерность отрицательной цветовой индукции состоит в том, что цвет любого пятна на хроматическом фоне изменяется в сравнении с цветом того же пятна на нейтральном фоне.

Изменение цветового пятна можно рассчитать двумя способами:
1) прибавить к цвету пятна цвет, противоположный фону;
2) вычесть из цвета пятна цвет фона.

Степень индукционного окрашивания может быть различной. На нее влияют следующие факторы:
• расстояние между пятнами. Чем оно меньше, тем сильнее контраст. Этим объясняется явление краевого контраста;
• четкость контура. Четкий контур увеличивает яркостный контраст и уменьшает хроматический;
• отношение яркостей цветовых пятен. Чем ближе яркость, тем больше хроматическая индукция, и наоборот. Яркостный и хроматический контрасты антагоничны (пример — черное пятно на красном фоне «зеленеет», если его закрыть калькой). Это важный фактор, влияющий на читабельность цветного шрифта;
• отношение площадей пятен. Чем больше площадь цветного пятна, тем сильнее его индукционное воздействие;
• насыщенность пятен. Насыщенность цветового пятна прямо пропорциональна его индукционному воздействию;
• время наблюдения. При длительном наблюдении индукция слабеет и может исчезнуть;
• область сетчатки глаза, фиксирующая цвет пятна. Периферийные области сетчатки чувствительнее к индукции, чем центральная.
В практике нередко возникает задача ослабления или устранения индукционного окрашивания. Этого можно достичь четырьмя способами:
1) подмешиванием цвета фона в цвет пятна;
2) обведением пятна четким темным контуром;
3) обобщением пятен, сокращением их периметра;
4) взаимным удалением пятен в пространстве.

Физиологические реакции человека на цвет. Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.
Красный — цвет возбуждающий, согревающий, активный, он активизирует все функции организма, на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Красный — настраивает на решительность и способен вызвать у человека сильное желание совершить тот или иной поступок, сделать энергичное усилие и купить, к примеру, то, что вы рекламируете. Красный цвет, как никакой другой, способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете рекламы. Семантика этого цвета — «Внимание!», «Не проходите мимо!», «Действуйте ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам». Красный цвет также обладает и определенным сексуальным зарядом. Однако не стоит излишне переоценивать этот цвет — он хорош в меру. Так, небольшая деталь объявления, выделенная красным, будет уместна и сразу привлечет к себе внимание, в то время как чрезмерное его использование способно вызвать у зрителя агрессивность и раздражение предметом рекламы.
Оранжевый — также тонизирующий, но действует слабее, чем красный, ускоряет кровообращение и улучшает пищеварение. Оранжевый — помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Древние считали его цветом здоровья и творчества. Данный цвет лучше всего использовать в рекламе лекарств, детских товаров, а также услуг в области здравоохранения и образования. Оранжевый цвет прибавляет активности, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.
Желтый — также тонизирующий, физиологически оптимальный цвет; стимулирует зрение и нервную деятельность. Желтый — настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности. Он помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение. Кроме того, желтый способен «наделить» предмет интеллектом, поэтому, например, рекламу товаров хайтек лучше всего делать в желтом. Этот цвет будет удачен в рекламе детских товаров, услуг туристических фирм, а также рекламных и PR-агентств.
Зеленый — физиологически оптимальный цвет; несколько снижает кровяное давление и расширяет капилляры, на продолжительное время повышает двигательно-мускульную активность. Зеленый — все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. Он будет уместен и эффективен в рекламе лекарств, водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, ветеринарных лечебниц, центров здоровья и охраны окружающей среды.

Розовый — прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Диапазон использования этого цвета широк: от рекламы парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей до услуг брачных агентств и семейных центров.
Голубой — успокаивающий цвет; снимает мускульное напряжение, снижает кровяное давление, частоту пульса и замедляет ритм дыхания. Голубой — настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой — цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь с Вселенной и способен придать предмету целостный вид, а вопросу или делу — глобальность и благоприятный исход.
Синий — оказывает угнетающее действие, замедляет функции физиологических систем организма. Синий — помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание, и в отличие от красной, никогда не вызовет отрицательных эмоций.
Фиолетовый — оказывает угнетающее воздействие на нервную систему человека. Фиолетовый — цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь — фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Неслучайно фиолетовый так любим людьми творческими. Поэтому, если вы рекламируете товар, с помощью которого хотите подчеркнуть его креативность, или ориентированы на предоставление услуг творческой элите, деталь в фиолетовом будет просто необходима.
Ахроматические цвета имеют общую физическую природу: в их спектральный состав входят лучи всех длин волн в равных энергетических долях (за исключением абсолютно черного, в котором нет никакого света). Однако психологическое воздействие ахроматических цветов неодинаково. Это обусловлено их энергетической мощностью — от максимальной в белом до минимальной в черном.
Белый — самый энергичный, он заряжает человека бодростью, побуждает к деятельности. Свет дня рассеивает ночные страхи, прогоняет мрачные сны и химерические видения. Он благотворен и для людей, и для животных (кроме ведущих ночной образ жизни). Белый цвет равномерно загружает все три цветоощущающие аппарата цветового зрения, поэтому он нивелирует эмоции и в результате успокаивает всякое возбуждение. Белый — цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Заметим, что моноиспользование данного цвета в печатной рекламе способно создать нейтральный эффект, когда потребителю рекламы просто сообщается информация о товаре, без установления каких-либо акцентов и приоритетов.

Черный — в силу тождества противоположностей, подобно белому, успокаивает психическую деятельность, усыпляет и снимает напряжение. Но если белый радует, то черный внушает печаль и депрессию. В белом — активность, в черном — пассивность. Белый призывает к жизни, черный напоминает о смерти. Белый утверждает, черный отрицает. Эти два цвета неразлучны. В природе они сменяют друг друга или сосуществуют, в сознании человека сопровождают непрерывную смену раздражения и торможения. Черный — цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако в то же самое время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Именно поэтому данный цвет в полиграфической рекламе лучше не использовать. Данная рекомендация, разумеется, не распространяется на текст и таблицы.

Серый — так называют множество смесей из белого и черного. Следует различать по крайней мере три оттенка серого: светлый, темный и средний. Психологическое воздействие их различно. Светло-серый близок к белому и почти аналогичен ему по возбуждаемым эмоциям. Темно-серый близок к черному и соответственно похож на него по воздействию на психику. Средне-серый отличается от этих двух оттенков особым характером. Он больше других приглушает и затормаживает возбуждение, гасит напряжение эмоций, внушает даже такие чувства, как скука, тоска, безнадежность (особенно в виде масляной окраски). Серый может быть хорош на благородных фактурах (шелк, атлас, бархат, мех), на оперении птиц, облаках, старой обветренной древесине (серые избы), мраморе и драгоценных камнях. В городской среде с большими серыми фасадами, тротуарами и пасмурным небом этот цвет действует подавляюще и угнетающе.
Символика цвета и цветовые ассоциации в современной европейской культуре. Цвета вызывают различные ассоциации, в том числе физические, этические, эмоциональные, географические и т. д. К наиболее однозначным относятся температурные, весовые и акустические. Так, легкими цветами считаются зеленый, голубой, белый, светло-серый; тяжелыми — красный, синий, фиолетовый, темно-серый, черный. Реакция на цвет и связанные с ним ассоциации могут варьироваться в зависимости от культуры. В разных культурах сложились различные особенности восприятия тех или иных цветов. Если говорить о современной европейской культуре, можно выделить следующие цветовые ассоциации.
Белый — символизирует чистоту (стерильность), невинность, высокий социальный статус. Традиционно принят для видов спорта, которые считались привилегированными (например, костюмы теннисистов или яхтсменов).

Черный — с одной стороны традиционно символизирует мрачную сторону жизни, траур, а с другой — цвет роскоши, особенно когда черный сочетается с блестящей фактурой поверхности. В культурном контексте легко отличить благородный и элегантный черный от похоронного черного. В рекламе черный часто воспринимается как признак высокого качества.
Серый — будучи средним между белым и черным, ассоциируется с туманом, дымом, сумерками, т.е. с состояниями, в которых формы и цвета размываются, теряют конкретность. Серый сам также воспринимается по-разному, в зависимости от оттенка.
Красный — традиционно символизирует силу, огонь, энергию, иногда опасность (например, сигнал светофора). Обычно значение красного цвета зависит от оттенка. Оранжево-красный указывает на агрессивность, алый традиционно олицетворяет величие и мо гущество, умеренный красный — активность, силу и движение. Такие оттенки используют с целью подчеркнуть природную силу, а также действие стимулирующих и укрепляющих продуктов. Вишнево-красный более чувственный цвет. Можно сказать, что чем темнее красный, тем он серьезнее и глубже, а чем светлее — тем веселее и богаче образами. Светлые оттенки красного — розовые, креветочные — прочно ассоциируются с романтическими чувствами, использование таких цветов в деловой обстановке нежелательно.
Желтый — может в зависимости от оттенка ассоциироваться с солнечным светом или же с лимоном или яичным желтком. Соответственно восприятие желтого сильно зависит от его оттенка. Желтый цвет хорошо заметен, теплые оттенки желтого часто применяются в рекламе и упаковке пищевых продуктов.

Синий — ассоциируется с небом, океаном, далекими горами, т.е. с недосягаемостью, гармонией, ясностью и отдыхом. Чем синий темнее, тем серьезнее и уравновешеннее он кажется.
Зеленый — воплощает связь с природой, жизненную силу, равновесие. Интересно, что восприятие зеленого сильно изменилось в связи с деятельностью защитников природы, так называемых «зеленых». Еще в середине XX в. зеленый категорически не рекомендовалось употреблять в упаковке пищевых продуктов (чтобы не вызвать нежелательных ассоциаций), а теперь зеленый цвет прочно ассоциируется с питательной, натуральной, здоровой продукцией.
Коричневый — олицетворяет независимость, силу, стабильность. Средне- и темно-коричневые оттенки воспринимаются как тихие, успокаивающие, солидные, в одежде часто служат показателем высокого социального положения и особого шика.
Зелено-коричневый (так называемый «хаки») устойчиво ассоциируется с армией и военной формой.
Красно-коричневый соединяет энергию красного с респектабельностью коричневого.

В разных странах ассоциации, связанные с определенным цветом, различны:
красный: в США — любовь, Китае — доброта, праздник, удача, России — высокая активность, агрессия, борьба, Индии — жизнь;
желтый: в США— процветание, России — солнечность и раз-лука, Сирии — траур, смерть, Индии — великолепие, Бразилии — отчаяние;
зеленый: в США — надежда, Китае — роскошная жизнь, Индии — мир и надежда;
голубой: в США — вера, Индии — правдивость, Китае — один из траурных цветов;
синий: в России — ночной покой;.
фиолетовый: в Индии — печаль и утешение, Бразилии — печаль;
черный: в США — сложная, чрезвычайная ситуация, Китае — честность;
белый: в США — чистота и мир, Китае — подлость, опасность, траур, Европе — молодость.

Цвет в оформлении
Цвет является выразительным средством в рекламе. При использовании цвета в различных формах рекламы используются особенности физиологического и психологического воздействия. В физиологическом плане цвет воздействует следующим образом: красный — возбуждает; зеленый — понижает внутриглазное давление. Серые тона могут угнетать, вызывать усталость, оранжевые вызывают ощущение легкости, бодрости.
Психологическое воздействие цвета является результатом разных ассоциаций. Зрительные ощущения связаны с осязанием, слухом, обонянием и вкусом: оранжево-красные цвета напоминают огонь, дают ощущение тепла; синие — лед, воду, ощущение холода; зеленые ассоциируются с травой, деревьями, тишиной.
Цвет сам по себе в «чистом» виде в природе не встречается, он предметен, поэтому цвет и цветовые отношения учитываются в функциональном назначении предмета и его среды (рабочее помещение, комната отдыха и др.).
Еще один немаловажный фактор, требующий обязательного учета в цветовом оформлении помещения, — цветовое предпочтение. Существуют так называемые возрастные предпочтения: дети любят яркие цвета, взрослые — спокойные, сдержанные. Существуют предпочтения индивидуальные, связанные с любимым цветом, и групповые, связанные как с любимыми цветами, так и с психофизической реакцией, пресыщением определенной колористической средой.
Цвет используют как средство выделения главного, основного в композиции. Достигают этого путем сопоставления контрастных цветов или оттенков. Определяют контрастные цвета с помощью цветового круга. В этом круге цвета располагаются в таком же порядке, как и в цветовом спектре: вишнево-красный, красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, голубой, сине-голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый. Два цвета, расположенные в круге друг против друга, составляют пару взаимодополняющих контрастных цветов.
Все цвета находятся в определенной взаимозависимости. Один и тот же цвет в окружении различных цветов выглядит по-разному. Контрастность и взаимодополняемость цветов выражается в том, что расположенные рядом, они воспринимаются более яркими. Контрастным называется взаимодействие яркого, насыщенного цвета с монохромным (бесцветным) окружением. Располагая яркий экспонат на фоне контрастного ему цвета или на фоне нейтрального окружения, можно выделить его, сделать активным, заметным.
Контрастными могут быть основные цвета и оттенки одного и того же цвета. В предметах мы различаем части более теплые и более холодные (красный и синий). Это имеет большое значение для выявления объема, материальности, фактуры. Разница в цветовом тоне (соотношение теплого и холодного) тем заметнее, чем резче освещены предметы.

Цвет применяют в качестве зоноразграничительного средства в соответствии с тематико-экпозиционным планом стендов и вывесок.
Также используют явления контраста (более или менее контрастирующие друг с другом по цвету зоны экспозиции). Это мы видим и в цветовом ритме. Ритм — повторение одной и той же цветовой гаммы через определенные интервалы. Также используют «выступающие» и «отступающие» свойства цвета. Холодные цвета (синие, голубые, фиолетовые) по ассоциации с «холодными» уходящими в даль планами в природе являются отступающими. Теплые цвета (красный, оранжевый, коричневый) являются выступающими. Предметы, имеющие яркий, теплый цвет, ближе к зрителю, а холодные, приглушенные окраски зрительно отдаляются от него.
Цвет используют в качестве универсального средства создания целого в художественно-сгармонированной среде, включая все в экспозиции, колористически объединяет экспозицию введением одного активного цветового фона. Гармонизации среды служит уравновешенность цвета: яркие цвета компенсируются приглушенными, холодные — теплыми, темные — светлыми.
Колористическому объединению способствует использование «нарастающих» гамм: от белого к черному, от желтого к красному, и наоборот. Это постепенное усиление общего цветового тона экспозиции позволяет последовательно проследить от начала и до основного момента выставки. В экспозиции используют одновременно несколько цветов в различных разделах. Цвет является активным универсальным изобразительным средством в структурных элементах художественного оформления.

Освещение
Важнейшим выразительным средством формирования экспозиции является свет. В экспозиции свет используется не как рабочее освещение, а как организованная система воздействия на психологию и эмоции зрителя. Разнообразны изобразительные возможности света: мягкий и спокойный, резкий и порывистый, сильный и приглушенный, белый и цветной.
Восприятие форм, объемно-пространственное решение экспозиции зависит от освещения: любая конструкция может восприниматься тяжелой или легкой, плоской или рельефной, близкой или далекой.
Форма, освещенная прямым светом под углом 90° к поверхности, воспринимается одиночным светлым монолитом на более темном фоне, она воспринимается легкой, более крупной (явление иррадиации). А освещение под углом 45° к поверхности наиболее эффективно в выявлении объема и фактуры формы.
Эффективность, остроту, динамику формы можно усилить, приближая к ней источник света, что увеличивает контрастность, затемнение теней, высветляет рефлексы, дает четкое ощущение фактуры. Освещение формы под углом 90° с обратной стороны, в направлении на зрителя, выделяет, усиливает линейные характеристики формы. И она выглядит темным резким силуэтом, теряет объемные характеристики, становится тяжелой, массивной.
Виды освещения и их комбинации:
общее освещение — равномерный нейтральный поток света на всю экспозицию. Резкий контраст между тенью и светом отсутствует;
локальное освещение — акцентирует внимание на определенной части экспозиции, появляются резкие тени, выявляется форма и фактура экспонатов;
общелокальное освещение — сочетает общее освещение всей экспозиции с локальным освещением всех основных (необходимых) экспонатов;
сочетание общего освещения, локального и общелокального;
вспомогательное освещение, цветное (подсветка).

Разные виды освещения позволяют достигать разнообразных зрительных эффектов. При организации экспозиции в интерьере свет используют для образования пространства. Использование в экспозиции световых карнизов, источников направленного света, дополнительной подсветки ослабляют внимание зрителей на ненужные детали интерьера. Свет различной силы позволяет с помощью светового контраста выявлять главные элементы экспозиции.
Динамическое освещение (мигание света, ослабление или усиление его, скользящий свет) — эффект управления вниманием. Вспомогательная цветовая подсветка, изменение спектральной характеристики основного освещения подчеркивает, усиливает или ослабляет воздействие цвета. Холодный свет делает звонкими холодные цвета и ослабляет теплые. Необходимо учитывать изменения цвета в зависимости от характера дневного и искусственного освещения. При дневном освещении цвета кажутся естественными, при искусственном — отличаются друг от друга. Цвета освещенные лампами накаливания (свет — желтый), изменяются: желтый становится бесцветным; оранжевый — красноватым; красный — ярким; фиолетовый — тусклым; синий — затемненным, красноватым, зеленый и белый — желтоватыми, теплыми.

Comments are closed.