Композиционные приемы

Композиционный центр

Композиция (лат. compositia — составление) в художественном оформлении — сложный комплекс художественных средств: цвета, света, фактуры, шрифтовых элементов в сочетании с плоскостью и пространством. Знание закономерностей, их взаимодействия и восприятия необходимо при создании художественной формы.
В этой главе рассматриваются художественно-образные средства оформления, композиция плоскости и художественные особенности изображения, пространственная композиция.

2.1. Композиционные схемы

Первой задачей расположения изображения на листе бумаги является его композиционное решение, разновидности которого показаны на следующих рисунках.

Основные понятия композиции
img363-1
img363-2

img363-3

img364

img364-1

img364-2

img364-3

img364-4

img365

img365-1

img365-2

img365-3

img366-1

img366-2

img366-3

img378-1
Художественно-изобразительные средства

Структура художественно-оформительского искусства.
Исторически образовались определенные формы художественно-оформительского искусства:
шрифтовые формы (текстовые плакаты, лозунги);
плакаты (политические, рекламные, инструкционные);
афиши;
тематические выставки; наружная реклама.
Структурными композиционными элементами, объединяющими и лежащими в основе этих форм, являются:
конструкция (устройство, приспособление для экспонирования материала);
экспозиционная плоскость;
изображение (рисунок, символ, шрифт).
Конструкция состоит из простейших геометрических элементов (призмы, куба, шара), каждый из которых рождает психологически обусловленное чувство завершенности, устойчивости, покоя или, наоборот, динамики, напряжения. В основе геометрических тел лежат простейшие геометрические фигуры — квадрат, треугольник, круг, овал, состоящие из линий. Линия является предельным структурным элементом пространственной конструкции. Линейная компоновка конструкции определяет ее эмоциональный характер. Поэтому линия и форма являются художественно-образными средствами. Изучение психологических закономерностей восприятия линии и формы составляет важный раздел теории композиции.
Экспозиционная плоскость строится на основе простейших геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг). Она обладает цветом и фактурой — исключительно активными средствами эмоционального воздействия.
Цвет, фактура, линия и форма — предельные структурные элементы композиции.
Изображение включает в себя в комплексе все названные выше предельные элементы. Любое изображение строится по определенной линейной схеме. Как правило, изображение условно передает пространство, т. е. форму, и отдельные его характеристики — цветовые и материальные (цвет и фактура). Особый вид художественного изображения — шрифт является не только графической основой текста, но и мощным образно-эмоциональным средством.
Таким образом, основными композиционными выразительными средствами в художественно-оформительском искусстве являются линия, форма, цвет, шрифт. Познание основ композиции начинается с изучения этих элементов.

Выразительные средства. Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например зрения и осязания. Связь различных ощущений при восприятии конкретной формы приводит к тому, что мы наделяем эту форму такими качествами и свойствами, которые, по сути, ей не принадлежат.
Угол — зрительная характеристика пространства. Острый или тупой — качества, привнесенные ассоциативно, на основе осязательных ощущений. Острыми или тупыми могут быть режущие предметы. Острый угол — это эмоциональная, образно-ассоциативная характеристика пространства.
Восприятие линии как простейшей, образующей любую форму также ассоциативно. Различные линии вызывают у нас разные эмоциональные ощущения.
Вертикальная линия вызывает ощущение активного стремления вверх (ассоциации — полет ракеты, струя фонтана, стоящее дерево, строительный кран).
Горизонталь по сравнению с вертикалью производит впечатление слабого, пассивного движения, покоя (линия горизонта, движение поезда параллельно картинной плоскости). Характер движения, вызванный прямой линией, равномерный. Взгляд человека, не встречая препятствий, без труда скользит по прямой линии.
Диагональ производит своеобразное впечатление. Она не настолько активна, как вертикаль, и пассивна, как горизонталь. Находясь между ними и постоянно поднимаясь над горизонталью, диагональ вызывает ощущение борьбы, преодоления пассивности. Чем больше диагональ приближается к вертикали, тем это отчетливее выражено.
Различают 2 типа диагонали: правая (из левого нижнего угла в верхний правый) и левая. Правая диагональ создает впечатление более стремительного движения и поэтому более эмоциональна, чем левая, так как мы читаем слева направо. Прослеживая, изучая правую диагональ, мы невольно поднимаем глаза вверх. При рассмотрении левой диагонали мы ощущаем «сползание» и, наконец, остановку движения у основания диагонали. Разница в восприятии левой и правой диагонали обусловила и их эмоциональные характеристики: диагональ подъема и диагональ падения. Диагональ, как и всякая прямая линия, производит впечатление равномерного движения.

Кривая и изогнутая линия вызывает более сложные ощущения. В отличие от прямой линии мы встречаемся с неравномерным движением. Плавные участки глаз воспринимает спокойно и быстро. Резкие скругления требуют остановки взгляда и тем самым вызывают ощущение замедления движения. Особо следует выделить кривую изогнутую линию, соответствующую диагонали подъема. Линия, поднимающаяся вверх, выгнута вниз. Это производит ощущение борьбы двух сил: силы тяжести и силы подъема. Прогибаясь, кривая как бы преодолевает силу тяжести, высвобождается из-под нее и, устремляясь вверх, олицетворяет неиссякаемую силу и движение.
Ломаная линия ассоциируется с неравномерным, ступенчатым движением. Объединяя в себе вертикали, горизонтали, диагонали подъема и падения различной протяженности, ломаная линия передает самые различные ощущения — стремительный порыв, спокойствие.
Восприятие плоскостных фигур определяется характером восприятия составляющих эти фигуры линий.
Особым случаем кривой замкнутой линии является окружность, ограничивающая круг. Она не имеет начала и конца, все ее точки равноудалены от центра. Внимание зрителя не в состоянии сосредоточиться на окружности, останавливается на ее центре. Поэтому произведение художественно-оформительского искусства, представляющее по форме круг, воспринимается как нечто спокойное, замкнутое, уравновешенное.
Овал образован кривой замкнутой линией. Эта фигура напоминает круг, но ее восприятие отличается от восприятия круга. Овал образован несколькими дугами различной величины. Восприятию большой плавной дуги сопутствует ощущение динамики, интенсивного движения. Перенос внимания на дугу меньшего радиуса изменяет характер восприятия. Ощущение быстрого движения сменяется ощущением замедленного движения и, наконец, статики. Овал воспринимается как нечто беспокойное, дышащее, неуравновешенное, в целом — динамичное.
Квадрат образован равными сторонами и равными прямыми углами. Он воспринимается прямой, четкой, устойчивой, спокойной, торжественной фигурой.
Прямоугольник — фигура более динамичная по сравнению с квадратом. В зависимости от пропорций и положения по отношению к горизонтали прямоугольник может вызвать ощущение стремления вверх (стоит на горизонтали) либо спокойствия и статики (лежит на горизонтали).
Треугольник — фигура, воспринимаемая как нечто резкое, острое. Но в зависимости от положения по отношению к горизонтали он может быть воспринят как нечто прочное, статичное (стоит на горизонтали) или предельно динамичное, напряженное (стоит на вершине).
Простейшие элементы (линии, геометрические фигуры) рассматривались нами отвлеченно, формально, с целью выявить их главные ассоциативно-эмоциональные характеристики.

В реальном пространстве в «чистом» виде линии и геометрические фигуры практически не встречаются. Однако можно проследить ту или иную конфигурацию этих линий или фигур в контуре любого предмета либо в его конструкционной основе.
Сущностью каждого средства художественного оформления является определенное функциональное, конструктивное и изобразительное единство формы и содержания. Содержание, также как и форма, активно, эмоционально. С художественной точки зрения удачным композиционным решением является то, которое основано на соответствии формы и содержания. Рассмотрение отвлеченных формальных характеристик облегчает понимание и поиск наиболее эффективного соответствия.
Эмоциональный, образный строй формы определяется не только ее внутренней структурой, но и фактурой — свойством, определяющим характер поверхности этой формы. Шероховатая, гладкая, глянцевая, зеркальная, ребристая — все эти понятия дают наглядное представление о фактуре. Фактура является объективным свойством предметной среды. Наряду с этим термин «фактура» часто трактуется как изобразительный прием в работе художника-оформителя. В формах художественного оформления фактура используется и как предметное, образно-художественное средство, и как художественный прием. И в том, и в другом случае фактура «реальная» и «изображенная» способна выявить логику композиции, подчеркнуть те или иные качества, вызвать ощущение воздушности или тяжести, теплого или холодного, чрезмерной перегруженности экспозиции или простора.
Своеобразным зрительным проявлением фактуры является текстура — признаки структуры, видимые на поверхности материала, из которого изготовлен предмет. Термин «текстура» наиболее часто применяют по отношению к таким материалам, как дерево, мрамор, структура которых проявляется на спилах или на срезах в неповторимых по красоте природных орнаментах и рисунках. В художественной практике текстура используется исключительно как материально-выразительное средство. Имитация какой-либо текстуры эстетична лишь в редких случаях.
Цвет и свет являются одними из главных средств создания эмоциональной атмосферы и ассоциативно-образного воплощения темы. Поэтому при создании различных художественных форм должны учитываться определенные факторы, связанные с особенностями физиологического и психологического воздействия цвета и света.

В ряду образных структурных средств композиции одно из важных мест по праву занимает шрифт. Буква как графическое изображение звука сама по себе не несет какого-либо смысла. Однако и буква в силу ассоциативных закономерностей нашего восприятия обладает эмоциональным, образным строем. Соединенный с содержанием текста шрифт активно выступает как художественно-образное средство. Спокойствие и напряженность, динамика и статика, суровая строгость и легкая декоративность — далеко не полный перечень чувств и ощущений, передаваемый различным написанием шрифта. Диапазон его можно назвать безграничным. Шрифтовая композиция в художественном оформлении рассмотрена в гл. 4.
Средства композиции. Эмоциональный строй композиции определяется не только ассоциативным характером восприятия ее структурных элементов — линии, формы, цвета, тона. Главным в том или ином образном строе является характер отношений между этими предельными элементами, определяемый средствами композиции: пропорциональностью, масштабностью, контрастом и нюансом, ритмом.
Пропорциональность — количественная взаимосвязь частей и целого. При определенных отношениях эта связь может проявляться в спокойном, гармоничном впечатлении от формы. Варьируя пропорциональные соотношения частей, форме можно придать динамику, статичность, напряжение, т. е. явно выраженную эмоциональную окраску.
Среди различных пропорциональных отношений особо выделяется так называемое золотое сечение, которое производит наиболее желательное в эстетическом плане впечатление. Золотое сечение получается в случае деления целого на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей. Приближенно золотое сечение выражается следующими соотношениями: 3:5; 5:8; 8:13; 13:21 и т.д. В этом ряду каждый последующий член равен сумме двух предыдущих.
Масштабность характеризует соразмерность формы, отдельных ее элементов по отношению к другим формам, пространству, человеку. Масштабность различных форм — понятие относительное. Оно зависит от многих факторов — социального (мода, стиль), функционального, технологического и т.д.
Масштабность предметной среды, с которой человек находится в непосредственном контакте, — понятие более конкретное, определенное. Особенно это относится к некоторым видам искусства — декоративно-прикладного, монументального, оформительского. Например, масштабность изображений в художественных панно и произведениях миниатюрного жанра во многом определена условиями восприятия нами этих произведений.

Контраст и нюанс — одни из наиболее выразительных средств в палитре художника-оформителя. Контраст и нюанс — это соответственно резко выраженное различие и незначительное отличие однородных качеств, составляющих композицию элементов. Контраст — резко выраженное различие качеств, нюанс — их незначительное отличие. Контраст значительно усиливает образный строй композиции. Нюанс обогащает ее множеством эмоциональных оттенков. Контраст проявляется в соотношении объемов, пропорций, фактур, направлении развития формы, цвета и т. д.
Ритм — важнейшее средство упорядочения элементов композиции в единую систему, которое выражается в закономерном, обусловленном повторе этих элементов.
Метр {метрический порядок) — простейшее проявление ритма в повторе одинаковых элементов при равных промежутках между ними. Типичные примеры метра — расположение окон в жилом доме, клавиш на клавиатуре компьютера. Метрические повторы разделяют на равномерные, убывающие, нарастающие. Равномерный — статичен. Убывающие и нарастающие — динамичны.
Метрические ряды разнообразны. Простейший ряд основан на повторе одного и того же элемента с одинаковым интервалом. Усложненным рядом является сочетание нескольких метрических рядов. Наиболее сложные ряды, содержащие в себе повторы различных элементов в сочетании с повторами различных интервалов. Интересной является композиция на усложненных метрических рядах. Очень важно, чтобы в чередовании как элементов, так и интервалов прослеживалась закономерность. В противном случае неизбежно появляется ощущение случайного, хаотичного.
Метрические ряды имеют закономерные отклонения в своем последнем звене — увеличение или уменьшение элементов ряда. Они необходимы как своеобразный финал, логическое и эмоциональное завершение композиции.
Ритмические закономерности позволяют художнику создавать интересные, образные произведения. Логично найденная масштабность и пропорциональность, обусловленный содержанием ритм — композиционные средства, органически вплетенные в произведения художественного оформления, формирующие их образно-эмоциональный строй.
Своеобразным проявлением и выражением ритма и пропорциональных закономерностей является модуль — величина, на основе которой рассчитываются размеры различных форм, сооружений, предметов искусственной среды. Величина произведения или отдельных его частей всегда кратна величине модуля. Модуль в настоящее время внедрился в сферу предметной деятельности человека. Модульные размеры деталей различных конструкций обеспечивает унификацию и массовость их производства.

Композиция плоскости
Художественная организация плоскости. Плоскость как один из главных структурных элементов художественного решения сама по себе, без каких бы то ни было изобразительных элементов, является художественной формой.
Плоскость обладает самыми различными эмоционально-образными свойствами: пропорциональностью (квадрат, прямоугольник), статикой и динамикой, цветом, фактурой и т.п.
Любая плоскостная композиция (изображение) своей композиционной схемой, распределением тональных или цветовых пятен, формальным контуром привносит в плоскость то или иное ее членение.
Линейное членение плоскости является дальнейшим развитием и организацией ее художественно-образных качеств:
поверхность может быть расчленена на различное количество равных частей. Такое членение зрительно меняет масштабность плоскости. Большая расчлененность производит впечатление большего масштаба;
плоскость как таковая может быть подчеркнута членением ее одинаковыми горизонтальными и вертикальными линиями, расположенными равномерно;
аналогичное членение линиями различной толщины приводит к зрительному «разрушению» плоской поверхности, делает ее разнородной, вызывает ощущение глубины;
неравномерная ритмика в членении плоскости одинаковыми по зрительной весомости рядами «деформирует» плоскую поверхность, создает впечатление криволинейности. Аналогичное ощущение (искажение линии) может быть вызвано линейным контуром.
Обладая пространственными свойствами, линия может быть использована как средство передачи пространства на плоской поверхности. Так, несколько плоскостных фигур, обведенных контуром различной толщины, воспринимаются лежащими в разных плоскостях. Более плотный толстый контур определяет передний план, и соответственно тонкий слабый контур — задний.
В передаче пространственных качеств плоской поверхности используют и другие приемы:
расположение структурных элементов друг над другом (верхние элементы ассоциативно воспринимаются как более дальние);
наложение одной фигуры на другую;
постепенное уменьшение геометрически подобных структурных элементов.

Художественно-образные характеристики плоской поверхности в значительной степени обогащаются в случае применения других, наряду с линией, изобразительных средств, таких, как тон, цвет и т.д.
Масштабность плоскости, ее зрительный «вес» связаны с характером распределения на ней светлых и темных тонов (цветов). Светлый тон утяжеляет плоскость. Различное сочетание темных и светлых частей обусловливает различную зрительную характеристику одной и той же плоской поверхности.
Членение по горизонтали дает нейтральную «весомость» поверхности. Больший по площади и более темный по тону «верх» создает ощущение максимальной тяжести; больший по площади и более темный («тяжелый») по тону «низ» вызывает минимальный соответствующий эффект. Усиление тональности кверху производит впечатление «заземленное™», статичности плоскости. Постепенное нарастание светлого тона увеличивает плоскость по вертикали, придает ей скрытую энергию движения вверх.
Тон, как и линия, служит средством создания таких качеств поверхности, как однородность и разнородность (плоскостность и глубинность). Равномерный тон поверхности выражает однородность, плоскостность. Линейно-тональное членение на основе нюансных или контрастных тональных различий дает разнородную структуру, зрительно деформирует поверхность, придает ей различные пространственные свойства (глубины, кривизны) и т. д.

Явление светлотного контраста лежит в основе приемов, изменяющих структуру плоской поверхности. Толщина и тон контура какой-либо фигуры значительно усиливают ее светлотные характеристики. Темные и светлые тона в различных сочетаниях активно меняют плоскостные характеристики поверхности. Так, например, постепенное ослабление контраста фигуры к фону определяет степень глубины, передает пространство экспозиции. Контрастные насыщенные цветовые отношения характерны для первых планов, нюансные — для последующих, дальних. Плоская поверхность, равномерно окрашенная в один цвет, воспринимается по аналогии с однотонной, единой, недеформированной. Темные, насыщенные цвета делают плоскость весомой, тяжелой. Наоборот, легкие, светлые, ненасыщенные цвета придают ей легкость и воздушность. Тяжелые цвета зрительно уменьшают плоскую поверхность, легкие — увеличивают.
Плоская поверхность «деформируется» в зависимости от окраски членящих ее элементов. Нюансные отношения дают слабо выраженные пространственные свойства, контрастные — обостряют их.

Основные композиционные схемы. Распределение на плоскости частей, связанных в единое целое — композицию, может быть самым различным. Вместе с тем разнообразные варианты компоновки разделяют композицию на два вида — симметричную и асимметричную.
Симметричная композиция считается наиболее простой и сводится порой к сугубо арифметическому расчету. Этот вид композиции создает впечатление неподвижности и в определенных формах оформительского искусства вызывает ощущение парадности и торжественности.
Асимметричная композиция представляет собой соподчиненную организацию частей, не обусловленную какими-либо жесткими нормативами. Асимметричная композиция всегда исполнена внутренней энергии, движения.
Выбор того или иного вида композиции зависит от многих факторов. Главными среди них являются содержание изобразительного материала, а также психологические особенности восприятия, причем два факторы выступают в теснейшем единстве.
Любая композиция схематична, то есть обладает независимо от числа структурных элементов, зрительными осями, связывающими ее основные элементы. Соотношение таких осей создает линейную схему композиции. Как правило, различные варианты композиционных решений в основе своей имеют схемы, в большей или меньшей мере приближающиеся по очертанию к линиям (прямая, кривая, горизонталь, вертикаль) или простейшим геометрическим фигурам — квадрату, треугольнику, кругу, овалу и т.д. Существуют схемы, совмещающие в себе эти фигуры в том или оном сочетании. Например, «композиция построена по кругу» означает, что основные элементы композиции подчинены в своем контуре линиям, напоминающим окружность или ее часть или приближающимся к ним.
Линейная схема во многом определяет эмоционально-образный строй композиции. Характер воздействия композиции, основанной на той или иной линейной схеме, определяется характером воздействия на зрителя простейших геометрических структур — линий и фигур, составляющих эту схему:
композиция на основе одной или нескольких вертикалей динамична и одновременно величественна, торжественна;
композиция, построенная по горизонтали, обладает слабо выраженными динамическими свойствами и чаще всего статична;
диагональная композиция производит впечатление активного движения. Композиция по двум диагоналям активна, подвижна, а в случае пересечения диагоналей — статична. Статичной является и крестообразная композиция;
композиция, построенная по квадрату или кругу, статична, торжественна;
овальная композиция — динамична.

Композиционные схемы управляют вниманием зрителя в соответствии с развитием содержания информации:
внимание наблюдателя концентрируется в тех местах изображения, где происходит взаимодействие элементов;
направление движения взгляда наблюдателя обычно совпадает с направлением движения элементов;
эффективным способом акцентирования внимания наблюдателя на определенном элементе является выделение этого элемента (по какому-либо различительному признаку) среди других элементов;
простые геометрические правильные формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются, чем сложные неправильные формы.
Как уже отмечалось, наиболее простым средством организации отдельных элементов в целое является симметричная композиция. Симметрия требует наличия осей, равных интервалов между изображениями, их повтора. Сложнее и интереснее асимметричная композиция.
Рассмотрим наиболее типичные способы компоновки, основанные на принципе асимметрии.
Композиция из одного изобразительного элемента, который, как правило, сдвинут влево или вправо, а также вверх или вниз от композиционного центра. Степень удаленности от центра определяет степень динамичности композиции. Положение элемента на центральной горизонтальной оси (вне зависимости удаления влево или вправо от центра) обусловливает «падение» этого элемента. Относительное равновесие достигается положением пятна на оптической оси, которая всегда несколько выше геометрической.
Композиция из двух изобразительных элементов. Если размеры элементов одинаковы, то симметричная компоновка является наиболее простой и вполне удовлетворительной, особенно в декоративных, не несущих какого-либо содержания мотивах. Смысловое главенство одного из элементов требует соподчиненной компоновки. Главенствующая роль этого элемента может быть акцентирована цветом, тоном, зрительным увеличением его размеров за счет декоративных пятен и т.д.
Композиция из двух неравных элементов требует, прежде всего, логически обоснованного расположения на плоскости главного из них. Выбор места расположения определяет степень статичности или динамичности, которая, в свою очередь, определяется содержанием материалов.
Два разных по величине пятна в большинстве случаев компонуются путем наложения друг на друга или сопоставления. При наложении пятен главное по содержанию пятно располагается на первом плане. В случае его малых размеров оно может быть подчеркнуто всеми доступными изобразительными средствами — цветом, тоном, контрастом и т.д. Сопоставление пятен может быть контрастным и нюансным, в зависимости от содержания. Нюансное сопоставление требует зрительного сближения пятен, контрастное — удаления. В обоих случаях равновесие достигается за счет пропорционального распределения тональных и цветовых характеристик пятен, а также за счет организующей роли фона. Меньшее пятно, как правило, «сильнее» (более яркий цвет, насыщенный тон). Расположение пятен нередко определяется зрительным равновесием, устойчивостью участков фона вокруг этих пятен.

Композиция из трех изобразительных элементов дает практически неограниченное число компоновок. Главное здесь — определение смыслового значения элементов по отношению друг к другу и акцентирование их в соответствии с этим значением различными выразительными средствами — цветом, тоном, фактурой и т.д.
Композиция из четырех и более изобразительных элементов является наиболее сложной. В практике дает хорошие результаты прием группировки отдельных элементов в более крупные пятна с последующим выделением их в зависимости от значимости материала.
Говоря о наиболее общих приемах компоновки, следует подчеркнуть, что суть каждой компоновки — создание наиболее благоприятных условий для зрительного выделения главного в композиции. Это возможно за счет увеличения различных признаков элементов на основе контрастных и нюансных сопоставлений. Как правило, выделение знака или элемента, несущего основополагающую для данного материала информацию, получают за счет контрастного сочетания самого знака и поля, на котором он расположен.
Создание условий для зрительного выделения главного часто основано на учете физиологических закономерностей восприятия. Так, например, в зрительном восприятии существует тенденция движения взгляда слева направо. В связи с этим акцентирование на главных по содержанию элементах достигают за счет расположения их в плоскости этого движения.

Обсуждение закрыто.