Мониторы

Современные жидкокристаллические мониторы в значительной степени отличаются от своих «предшественников» — ЭЛТ мониторов (мониторов с электронно-лучевыми трубками), которые сейчас уже нигде не продаются. Вообще, мониторы с электронно-лучевой трубкой стали активно исчезать с прилавков магазинов электроники уже начиная года так с 2007. И это было обусловлено рядом причин, о которых будет сказано чуть ниже.

Рано или поздно это должно было произойти, я имею ввиду массовый переход на жидкокристаллические мониторы, несмотря на скептическое отношение к ним большинства пользователей, уже владеющих ЭЛТ. И действительно, первые модели ЖК мониторов обладали рядом недостатков, которых лишены современные модели, и главным недостатком пожалуй были очень небольшие углы обзора, в основном по горизонтали. Картинка инвертировалась и уходила в негатив буквально при малейшем отклонении головы от положения, когда взгляд падал строго перпендикулярно плоскости экрана.

Вторым аргументом «в пользу» мониторов с электронно-лучевыми трубками служило то, что жк мониторы на первых порах обладали действительно малым временем отклика матрицы, причем это было заметно невооруженным взглядом, когда динамическая смена картинки (например при просмотре фильма) сопровождалась всевозможными шлейфами и артефактами на экране.

Но почему же несмотря на «сырость» тогдашних ЖК мониторов, они все же получили массовую популярность? Я думаю дело в том, что ЭЛТ тоже не были лишены недостатков, они имели большие габариты, часто их глубина (толщина) была примерно равна диагонали самого экрана. К тому же, длительное пребывание за ними приводило к быстрому утомлению, в основном из-за мерцания и интенсивного электромагнитного излучения. Ну а поскольку прогресс идет в направлении уменьшения устройств и их технологического совершенствования, то логично было бы предсказать такую популярность, какую на сегодняшний день имеют LCD мониторы.

Главное отличие ЭЛТ от ЖК мониторов
В основе работы ЭЛТ монитора лежит специальная стеклянная трубка, внутри которой вакуум. Так же, внутри стеклянной колбы находятся электронные пушки, испускающие поток заряженных частиц (электронов).

Эти электроны заставляют светиться точки люминофора, которым тонким слоем изнутри покрыта передняя стенка электронно-лучевой трубки. То есть энергия электронов превращается в свет, вот эти самые светящиеся точки и формируют изображение.

Принцип работы ЖК монитора совершенно иной. Здесь уже нет никаких трубок, а изображение формируется совершенно другим способом. Жидкокристаллические дисплеи уже имеют в своем названии указание на то, с помощью чего создается изображение на экране. Да да, именно жидкие кристаллы, которые были открыты еще в 1888 году, играют ключевую роль в формировании картинки.

Устройство LCD монитора больше напоминает слоеный пирог, каждый слой имеет свое назначение. Итак, можно выделить несколько слоев, из которых и состоит наш монитор.

Первый слой — это система подсветки ЖК матрицы, она может быть выполнена с применением люминесцентных ламп с холодным катодом, либо светодиодов. Вторым слоем идет рассеивающий фильтр, который позволяет повысить уровень равномерности подсветки всей матрицы. Далее идет первый вертикальный поляризационный фильтр, который пропускает только вертикально направленные световые волны. Четвертым слоем представлена сама матрица, представляющая собой две прозрачные стеклянные пластины, между которыми расположены молекулы поляризационного вещества — жидкие кристаллы. Пятым слоем идут специальные цветофильтры, отвечающие за окрас каждого субпикселя. Ну и последним слоем идет второй, уже горизонтальный поляризационный фильтр, который, как вы уже наверное догадались, пропускает только лишь горизонтальные волны. Вот и все устройство ЖК монитора. Разберем подробнее.

В жидкокристаллической матрице каждый кристалл отвечает за определенную точку в изображении на экране. Когда монитор работает, свет от системы подсветки проходит через слой жидких кристаллов и зритель видит некую «мозаику» из пикселей, окрашенных в разные цвета. Каждый пиксель состоит из трех субпикселей, красного, зеленого и синего.

С помощью этих трех базовых цветов экран способен отображать до 17 млн. различных оттенков цветов. Такая глубина цвета достигается различным количеством света, проходящего через каждый пиксель. 17 миллионов возможных сочетаний — 17 млн. возможных цветов.
На этой картинке крупным планом показана структура пикселей LCD монитора.

Любой свет, как известно, имеет направление, поскольку это еще и электромагнитная волна, она еще имеет поляризацию. Луч может быть вертикальным, горизонтальным, иметь любой промежуточный угол.
Очень важно, учитывая, что первый фильтр пропускает только вертикально направленные лучи. Излучение проходит сквозь каждый субпиксель и достигает второго поляризационного фильтра, который пропускает только горизонтальные лучи. Иначе говоря, не весь свет, излученный системой подсветки способен дойти до пользователя.
Кристаллы изменяют поляризацию световой волны, чтобы она прошла через второй фильтр. Вообще, жидкие кристаллы — крайне интересная субстанция. Их молекулы действительно ведут себя, как молекулы жидкого вещества, находясь в постоянном движении. Но как и положено кристаллам, их ориентация остается неизменной.
Ориентация кристаллов меняется только под воздействием электрического поля. Когда это происходит, субстанция начинает изменяться. Возможно выборочное изменение ориентации вплоть до субпикселя. То есть кристаллы играют роль крошечных оптических линз, которые меняют поляризацию световых волн.
Итак, жидкие кристаллы контролируют поляризацию, а значит и интенсивность света, проходящего через второй фильтр. Секрет устройства ЖК монитора заключается в том, что не каждый луч сможет добраться до зрителя, а интенсивность свечения каждого пикселя задается углом поворота (поляризацией) жидких кристаллов.

Как правильно выбрать хороший монитор? Какая диагональ монитора лучше — 22, 24, 27 дюймов или больше? Кто производит самые лучшие мониторы — Asus, Acer, BenQ, LG, Philips, Samsung или кто-то другой? Как определиться с типом матрицы, другими параметрами монитора и при этом не потеряться среди сотен моделей десятков производителей? На что еще обратить внимание при выборе монитора?

Диагональ экрана монитора
Диагональ экрана — это главная характеристика, которая отличает один монитор от другого и при этом существенно влияет на цену. По отзывам большинства покупателей, монитор с диагональю 18.5» — маленький, 19-21.5» — обычный, 23-24» — большой, 27» — очень большой, 30» и больше — что-то типа «вау». Условно по размерам можно выделить 4 группы мониторов:
18.5-20 дюймов — бюджетный и офисный сегмент. По причине низкой цены небольшие мониторы обычно выбирают организации для своих сотрудников, а также покупатели, которые сильно ограничены в средствах или же по каким-то принципиальным причинам предпочитают небольшие мониторы;
21.5-24 дюймов — массовый сегмент. Больше половины мониторов, проданных в 2014 году, принадлежат к этой группе. Естественно, это знают и создатели контента (игр, сайтов, видео и т.д.), поэтому многие из них изначально рассчитывают в первую очередь на такие диагонали;
27 дюймов — перспективный сегмент. При установке недорогого монитора такой диагонали на стандартном расстоянии (50-80 см от глаз) изображение может выглядеть немного грубоватым, так как уже могут быть заметны отдельные пиксели изображения, поэтому покупая такой размер не нужно экономить и покупать монитор с разрешением больше чем Full HD;
30-32 дюйма — эксклюзивный сегмент. По причине высокой цены и слишком большой ширины (противоположные края находятся за пределами поля зрения без движения головы) мониторы с диагональю более 27 дюймов вряд ли смогут стать массовым продуктом, поэтому обычные покупатели выбирают их нечасто. Но для издателя и дизайнера — самый тот размерчик.

Также удобно для работы использовать систему из двух мониторов. Один большой — для основной работы. Второй маленький, дешевый — для палитр и другой дополнительной информации. Стоит это недорого, но места занимает много.

Настоятельно рекомендуется приобретать только большие мониторы с диагональю 24 дюйма и выше по нескольким причинам:

    • на большом экране одновременно доступно намного больше информации без скроллинга (не нужно активно работать мышкой);
    • с некоторыми большими объектами (карты, схемы, чертежи, сложные таблицы) работать на маленьких экранах крайне неудобно;
    • в играх большой экран занимает практически все зрительное пространство игрока, что добавляет реалистичности;
    • ожидаемый срок службы современных LED-мониторов — до 10-12 лет, поэтому покупать на такой длительный срок маленький монитор как минимум неразумно.

Существует распространенное заблуждение, что мониторы с диагональю 24 дюйма и выше утомительны для глаз («разбегаются глаза»). В действительности же это всего лишь странная легенда, так как к большому монитору привыкаешь быстро, чего не скажешь наоборот.

Дизайн и эргономика монитора
Дизайн — это второе после размера, на что обращает внимание покупатель при выборе монитора, хотя по важности — это чуть ли не последний фактор. Стоит заметить, что чем более уникальный и редкий дизайн монитора, тем выше вероятность попасть на неудачную модель, которая любит поездки на ремонт в сервис-центр. По этой причине не стоит особенно обращать внимание на разнообразные эксклюзивности, потому что мы обычно смотрим не «на монитор», а «в монитор», и всякие фишки перестанут замечаться уже через неделю. Тем не менее, при выборе монитора на некоторые элементы дизайна все же стоит обратить внимание: — тонкая рамка вокруг экрана (особенно черного цвета или в тон интерьера) менее заметна и поэтому меньше отвлекает от восприятия информации; — такая казалось бы мелочь, как яркий индикатор питания может сильно подпортить жизнь, так как яркий свет в глаза (или дикий цвет) при слабом внешнем освещении сильно раздражает.

Лечится настройками в меню монитора (иногда) или кусочком изоленты в цвет корпуса монитора (неэстетично, но надежно); — все мониторы имеют возможность изменять наклон вперед-назад, а вот регулировка по высоте есть далеко не у каждой модели. Слишком низко стоящий монитор требует наклона головы вниз, что приводит к повышенной усталости и через некоторое время может вызвать проблемы со здоровьем в районе шейных позвонков.

Разрешение, пропорции и размер зерна монитора

Так как в данное время большинство медиа для персональных компьютеров (видео, игры, многие программы и сайты) проектируются под пропорции 16:9 и стандартные разрешения HD (1366×768 пикселей), FullHD (1920×1080 пикселей), WQHD (2560×1440 пикселей) и UltraHD (4K, 3840×2160 пикселей), то для более полной совместимости мониторы стоит выбирать именно с такими разрешениями — HD (небольшие мониторы), FullHD (средние и большие мониторы), WQHD (огромные мониторы) и UltraHD (большие и огромные мониторы). К слову, последний формат сможет быть актуальным для массового покупателя только через несколько лет, так как еще некоторое время будет слишком мало для него качественного контента, а смотреть сериалы типа «Все 125 серий + бонус на одном DVD» на UltraHD-мониторе как минимум глупо. По этой причине не стоит увлекаться сверхдетальными «живыми» презентациями мониторов и телевизоров UltraHD в магазинах — это всего лишь демонстрация 4K. В продаже все еще доступны 19-дюймовые мониторы с пропорциями 5:4 (так называемые «квадратные» мониторы) — при своей невысокой цене они удобны для работы с документами и поэтому востребованы офисными работниками, но все же по причинам, указанным выше, малопригодны для универсального использования.

Размер пикселя влияет на качество отображения информации. Чем он крупнее (выше зернистость) — тем лучше читаются мелкие шрифты (что особенно важно для людей преклонного возраста или с плохим зрением), но одновременно грубее отображается все остальное (фото, плавные линии и т.д.). Чем он меньше (ниже зернистость) — тем более реалистично выглядят фотографии и другие сложные объекты, но одновременно мелкие шрифты могут быть практически нечитабельными (но это можно изменить настройками в большинстве случаев). В большинстве случаев размер пикселя мониторов: 18,5-20.1 дюймов — крупный (0,27-0,30 мм); 21-22 дюйма — мелкий (0,24-0,25 мм); 23 дюйма — средний (0,265 мм); 23,6-24 дюйма — крупный (0,27-0,28 мм); 27-28 дюймов (по цене до 500 у.е.) — очень крупный (0,31-0,32 мм); более 29 дюймов — от среднего до очень крупного (0,26-0,31 мм); UltraHD мониторы — очень мелкий (0,14-0,18 мм). По мнению многих покупателей, самое лучшее соотношение цены, диагонали и размера зерна у 24-дюймовых FullHD мониторов. Некоторые покупатели жалуются на так называемый «кристаллический эффект» (нечеткие границы отдельных пикселей изображения, иногда его называют «эффектом мокрой тряпки»), другие в тех же самых моделях мониторов никогда его не замечают, так как это связано с особенностями зрения и восприятия каждого отдельного человека.

По этой же причине наличие или отсутствие кристаллического эффекта не указывается в технических характеристиках монитора и он определяется только лично или субъективно по результатам тестов. Стоит заметить, что кристаллический эффект может присутствовать только у мониторов с матовым покрытием, у глянцевых и глянцевых антибликовых его никогда не бывает (зато в них могут отражаться хорошо освещенные предметы, расположенные за спиной, что может раздражать гораздо сильнее указанного эффекта). Так как осязаемые преимущества матовых экранов в большинстве случаев важнее, чем глянцевых, то в данное время более 80% мониторов производятся именно с матовыми экранами. Но в последнее появились полуглянцевые модели мониторов, в которых удалось скрестить ежа с ужом, то есть отсутствие и бликов и кристаллического эффекта.

Тип матрицы, углы обзора и подсветка монитора

Вторая по важности характеристика монитора после его размера — это тип матрицы, но есть еще и углы обзора, тип, яркость и равномерность подсветки, контрастность и скорость отклика, которые очень тесно связаны между собой и обычно хорошие значения одного параметра предполагают, что и другие параметры будут как минимум неплохими. Сложности добавляет еще и то, что типов и подтипов матриц существует больше десятка (например, самые распространенные — TN и IPS, а также существуют PVA, MVA, PLS и т.д.), каждые из которых в свою очередь имеют разные характеристики. Но если очень упрощенно об основных типах, то TN-матрицы самые быстрые и дешевые, но имеют хуже углы обзора и глубину черного цвета, IPS-матрицы (PLS в версии Samsung) имеют самую лучшую цветопередачу и углы обзора, но одновременно дорогие и сравнительно медленные, а матрицы типа PVA и MVA лучше всех передают черный цвет, но одновременно есть трудности при передаче полутонов и проблема с изменением цветового баланса при разных углах зрения. Вывод неутешительный — при таком разнообразии не существует идеального типа матрицы, у всех есть недостатки и при желании их можно легко заметить. Следует знать, что в большинстве случаев мониторы на матрице…

    • TN — недорогие и быстрые, поэтому идеальны для геймеров и тех, кто хочет сэкономить на покупке монитора;
    • PVA и MVA — имеют сравнительно невысокую цену, самую высокую контрастность и при этом приемлемую скорость, поэтому отлично подходят в качестве универсальных мониторов для дома;
    • IPS (PLS) — обычно дорогие, но обладают очень качественной цветопередачей и хорошей контрастностью, поэтому лучше всего подходят для работы с графикой и фотографиями, а также покупателям, которым цифры на ценнике не важны.
    • OLED — Organic Light-Emitting Diode что можно перевести как органический свето-эмиссионный диод, и основана на способности некоторых органических полимеров испускать свет (люминесценции) при подаче на них электрического тока. Это относительно новый тип матриц дисплеев и более подробная информация о нем будем приведена в конце статьи.

Технологии не стоят на месте и часто мониторы с разными типами матриц обладают очень близкими характеристиками и даже опытный специалист не всегда «на глаз» сможет правильно отделить один тип от другого, поэтому при выборе монитора не стоит особенно зацикливаться на типе матрицы. Что действительно важно для конкретного монитора — так это углы обзора, максимальная яркость и контрастность матрицы. Одной из самых неприятных особенностей современных мониторов являются ограниченные углы обзора (искажение изображения при просмотре с разных сторон), что особенно критично для мониторов больших диагоналей на TN-матрицах, так как в отдельных случаях даже при прямом взгляде на монитор изображение по углам уже будет искажаться. Чтобы обезопасить себя от подобных проблем, необходимо выбирать монитор с углами обзора не ниже 170 по горизонтали и 160 по вертикали.

Подсветка экрана до недавних пор осуществлялась специальными люминесцентными лампами (CCFL), у которых были ощутимые недостатки — ограниченный срок службы и неравномерная засветка. В настоящее время большинство мониторов обладают светодиодной (LED) подсветкой, которая по некоторым параметрам значительно лучше CCFL — неравномерность обычно менее выражена, а ожидаемый срок службы закончится намного позже, чем монитор окажется на свалке как морально устаревший. Неравномерность подсветки на дешевых мониторах (до 100 у.е.) часто может быть сильно заметна, но уже на более дорогих моделях она мало портит жизнь и обычно ее можно увидеть, только если специально провести тест типа «темный экран в темной комнате» или при просмотре темной сцены фильма с огромными полями сверху и снизу. Проблема равномерности подсветки актуальна даже для самых лучших дорогих мониторов, но, опять же, если очень захотеть ее увидеть. Ультратонкие мониторы чаще страдают болезнью неравномерной подсветки, чем аналогичные по классу мониторы стандартной толщины.

Низкие значения контрастности монитора (500:1 и меньше) обычно выражаются в полной неспособности отображать черный цвет — на светлых участках изображений это будет незаметно, а вот темные и черные участки будут отображаться темно-серыми. Различные технологии типа динамической контрастности в некоторых ситуациях могут немного исправить этот недостаток, но все же лучше покупать мониторы со значением статической контрастности 1000:1 и выше. Необходимо также учитывать, что по результатам тестов реальные значение контрастности обычно немного ниже паспортных.

Время отклика — почти мифический для игроманов параметр, которые для максимальной реалистичности игр часто отбрасывают все другие факторы и выбирают именно те мониторы, время отклика в которых 5 и меньше миллисекунд (вдумайтесь, какое это низкое значение для наших не очень быстрых мозгов — 5 тысячных секунды!). В действительности же проблема медленных матриц уже давно побеждена даже самыми недорогими современными мониторами, но в силу особенностей человеческого зрения (которое еще 10-20 мс как бы помнит предыдущее изображение) и отличиями в выводе изображений на CRT и LCD (у первых изображение гаснет уже через 1 мс после прорисовки и 9-15 мс до следующего кадра мы бы увидели только темноту, а у вторых предыдущий кадр остается неизменным до замены следующим) «старые дутые» мониторы часто кажутся более быстрыми, чем даже самые лучшие современные мониторы. Как несложно догадаться, для наблюдаемого максимального быстродействия монитора нашим глазам важны не только время отклика, но и максимальная частота обновления изображения. Так как обычно частота обновления изображения матриц современных мониторов равняется 60 Гц, то теоретически времени отклика 15 мс вполне достаточно, но в силу некоторых других причин мониторы стоит выбирать с временем отклика не выше 10 мс (но если будет меньше — то хуже от этого, естественно, не будет). Кстати, поэтому же бессмысленно «выжимать» из современных видеокарт FPS выше 60, так как «лишние» кадры будут просто игнорироваться.

Безопасность современных мониторов

С приходом технологии жидкокристаллических дисплеев, казалось, что мониторы стали полностью безвредными для здоровья. И действительно, никакого ультрафиолета и рентгеновского излучения они не производят. И многие считают, что мерцание также исчезло. Но это далеко не так.
Начнем с главного. А именно, вредно ли мерцание экрана для глаз. Никаких объективных исследований, которые подтверждали или опровергали бы это утверждение, нет. Действительно, доказать подобную теорию сложно, а опровергнуть еще сложнее. С другой стороны, вдумайтесь, а кому это нужно? Производителей мониторов все устраивает. Наоборот, они всегда могут придумать новую псевдо-технологию, заявляя, что именно их модели безвредны для здоровья потребителя.
Почему же мерцают ЖК-мониторы? Любой монитор доложен иметь возможность регулировать яркость свечения экрана. В эпоху ЭЛТ-мониторов такой проблемы не было, так как яркость регулировалось просто меньшим напряжением конденсаторов, и, следовательно, меньшей скоростью потока электронов.
При работе ЖК-мониторов уменьшение напряжения питания источников света не ведет к требуемому эффекту. Зависимость светимости светодиодов и ламп от входящего напряжения питания нелинейно и может изменяться со временем. Такой просто способ регулировки для ЖК-дисплеев не подходит, хотя и применяется иногда в некоторых случаях.
Если диоды не могут светить с меньшей яркостью постоянно, то выход прост, нужно сделать так, чтобы они светили с максимальной яркостью, но не постоянно. Поэтому к светодиодам и лампам прикладывают не постоянный ток, а импульсный. То есть, диоды то включаются, то выключаются с достаточно большой частотой, чтобы глаз человека не мог заметить этого. Это осуществляется с помощью широтно-импульсной модуляции (ШИМ) — это один из способов снижения воспринимаемой яркости в дисплеях, работающий путём быстрого циклического включения и выключения подсветки.
Такое моргание никак не увидеть человеческим зрением, даже если вы снимите экран монитора на камеру, то ничего не заметите. Этот эффект можно заметить только если подключите к определенным электрическим цепям монитора осциллограф. Вопрос о том, вреден ли этот эффект для глаз человека, остается открытым.
Для людей, кто хочет перестраховаться, мы расскажем, каким образом можно полностью обезопасить себя от этого моргания. Оно возникает только в том случае, если требуется уменьшить яркость подсветки. Если она максимальна, то моргания не происходит вовсе. Если вы боитесь негативных эффектов, то выход у вас всего один – выкручивайте яркость экрана до максимальных значений.
Поэтому безопасность ЖК мониторов довольно-таки высока (нет пугающего многих рентгеновского излучения и тому подобных страшилок из прошлого), но стоит помнить, что повышенная яркость вызывает усталость глаз и после нескольких часов работы может появиться легкая резь в глазах. Слишком низкая яркость тоже напрягает зрение, так как необходимо всматриваться, к тому же в таком режиме подсветка большинства LED-мониторов начинает значительно мерцать — для сознания почти незаметно, но у многих людей может вызывать дополнительную усталость глаз, так как зрачку приходится пытаться успеть подстроиться под изменение яркости всей поверхности матрицы монитора.

На фото вверху — известный «карандашный тест» (необходимо быстро провести ручкой или карандашом перед монитором). Если Вы увидите карандаш не размазанным, а как бы кадрами — необходимо немного повысить яркость, чтобы снизить нагрузку на зрение. Оптимальным значением для монитора с максимальной яркостью 250 кд/кв.м является 70-90% — изображение достаточно яркое, чтобы не всматриваться, но при этом мерцание слабо выражено, чтобы не утомлять зрение. Покупать мониторы с максимальной яркостью матрицы 200 кд/кв.м и меньше настоятельно не рекомендуется, так как при хорошем внешнем освещении изображение будет слишком блеклым.

Ещё подробнее про ШИМ читаем по ссылке: Широтно-импульсная модуляция (ШИМ)
Про безопасность использования мобильных гаджетов читаем по ссылке.

Другие параметры мониторов

Большинство мониторов имеют в наличии устаревший аналоговый вход D-SUB (VGA) — как наиболее совместимый с другими устройствами, но информация по нему идет в аналоговом (нецифровом) виде, поэтому обязательно присутствуют искажения (чаще всего это потеря четкости и смазывание), причем чем выше разрешение монитора — тем они заметнее. Поэтому для мониторов с разрешением FullHD и выше настоятельно рекомендуется наличие цифровых входов — DVI или HDMI (второй предпочтительнее, так как он имеет более высокую пропускную способность, встроенный канал для аудио и выглядит аккуратнее). Хотя встроенные динамики очень удобны, но сложно поверить, что они смогут дать глубокий качественный звук. Встроенные динамики идеальны для офисного монитора, а в домашних условиях совсем не ровня даже начальным решениям 2.1 (2 динамика и сабвуфер) уже по цене 30-40 у.е. (например, бюджетного производителя Genius), что уж говорить за более серьезные устройства. Но если уж и покупать монитор со встроенными динамиками, то необходимо не забыть и о встроенной вебкамере. Если предполагается установка монитора не на столе, а на стене или специальной подставке, то необходимо наличие сзади монитора крепления VESA. Также крепление VESA часто используют не по прямому назначению, а для крепления сзади монитора компактного системного блока, чтобы поучить моноблок, который по цене будет значительно дешевле фабричных моделей. Сенсорный экран просто незаменим в планшетах, он даже может быть иногда удобным в ноутбуках-трансформерах, но установка его на мониторах больших диагоналей очень сомнительна, так как активная работа вызывает серьезную усталость рук. Может быть, с появлением огромных сенсорных полупрозрачных экранов (подобно в фильме «Аватар») и наступит эра «больших сенсоров», но все же попробуйте для эксперимента несколько минут передвигать перед собой руками воображаемые окна и поймете, что гонять мышку по столу все же намного легче. Поддержка 3D в мониторах — по ряду причин малоперспективная технология, которая значительно поднимает цену монитора, а для многих ее хватает «поиграться» всего лишь на пару дней. Любителям максимально глубокого погружения в виртуальную реальность через год-два будут доступны приемлемые по цене качественные виртуальные очки/шлемы, невероятная глубина и реалистичность изображения в которых в принципе не может сравнится с существующими технологиями для мониторов.

Надежность мониторов

Современные мониторы — очень сложные, но в то же время и надежные устройства (за первые полгода выходят из строя меньше 1%). Причина такой надежности — высокая интеграция компонентов и отсутствие механически изнашиваемых частей. Как показывает практика, самые популярные причины выхода из строя мониторов — перепад напряжения (особенно привычен такой форс-мажор для жителей частного сектора) и проблемы с инвертором/лампами подсветки (не актуально для LED-моделей). А вот смерть от физической старости наступает намного позже, чем от моральной — до сих пор в некоторых учреждениях надежно трудятся 17-дюймовые мониторы 2002-2005 годов выпуска и обычно уходят на пенсию только по причинам износа лампы подсветки или замены более новыми моделями. К сожалению, доступная статистика по надежности и долговечности мониторов самых популярных брендов (Acer, Asus, BenQ, Dell, LG, NEC, Philips, Samsung, ViewSonic) отсутствует в Интернете. По данным Интернета и личным наблюдениям наиболее надежны и ожидаемо долговечны LED-мониторы Samsung и Philips, что косвенно подтверждается ремонтными мастерскими — мониторы указанных производителей пригодны к ремонту в 95-98% случаев, в то время как в среднем этот показатель 85-90%. Наличие всевозможных фишек (3D, разнообразные нестандартные или устаревшие входы/выходы, камера, тюнер, колонки, пульты д/у и т.д.) также немного снижает надежность монитора.

Как выбрать монитор для работы с графикой

    • производитель Apple, NEC, Samsung,  Phillips, Dell;
    • диагональ 24 дюйма (разрешение FullHD, бюджетный вариант), 27 дюймов (разрешение WQHD 2560×1440 пикселей оптимальный вариант), 30-32 дюйма (разрешение WQHD или UltraHD, продвинутый вариант);
    • тип матрицы TN (экономный вариант) или IPS/PVA/MVA/PLS (оптимальный вариант), LED-подсветка;
    • углы обзора 170 по горизонтали и 160 по вертикали или выше;
    • наличие цифрового входа DVI или HDMI;
    • максимальная яркость на уровне 250 кд/кв.м, статическая контрастность не ниже 1000:1;
    • корпус черного цвета стандартной толщины, желательно наличие подставки с регулировкой по высоте;
    • отсутствие всяких дополнительных ненужных фишек (уникальные входы/выходы, тюнера, пульты дистанционного управления и т.д.);
    • желательно, чтобы модель монитора была массовой или хотя бы не очень редкой (косвенно это можно определить по количеству отзывов на сайтах типа market.yandex.ru).

Ожидаемый срок службы таких мониторов — до 10-12 лет, при этом вероятность выхода из строя или даже неремонтопригодность минимальна. Все рекомендации актуальны в первую очередь при работе в операционной системе Windows.

Относительно недавно появились мониторы с матрицами OLED.

Экраны OLED основаны на использовании органических соединений (многослойные структуры из слоев нескольких полимеров), которые излучают свет при прохождении через них электрического тока. Отсутствие необходимости в подсветке делает их еще экономнее LCD-экранов. Кроме того, изображение не теряет качества при просмотре с любого угла. Еще одна отличительная черта — практически мгновенный отклик и высокий контраст. Кроме того, эти дисплеи стали основой для разработки перспективных гибких экранов.
Среди недостатков отметим маленький срок службы люминофоров синего цвета по сравнению с красным и зеленым цветами, что со временем может привести к искажению цветового баланса. Правда, эта проблема не совсем актуальна для дисплеев мобильных устройств, жизненный цикл которых сам по себе не настолько велик, чтобы “дождаться” позеленения картинки.
Производство OLED-дисплеев достаточно дорогое, так что некоторые производители (например, HTC) переходят с AMOLED на LCD.

Super AMOLED

Super AMOLED — это фирменное наименование OLED-дисплеев компании Samsung. Другими словами — Super AMOLED=Samsung OLED. Дисплеи Super AMOLED отличаются тем, что в них устранен хотя бы один слой стекла и таким образом слой воздуха. Они были разработаны, среди прочего, для решения проблемы с бликами и читаемостью на солнце экранов AMOLED. Единственное отличие между Super AMOLED, Super AMOLED Plus и HD Super AMOLED — это количество субпикселей.
Пиксели, как правило, состоят из красных, зеленых и синих субпикселей, которые при комбинации дают другие цвета. Так, например, в Super AMOLED использована матрица PenTile от Samsung, в которой меньше субпикселей, чем в дисплеях LCD. Чем больше субпиксели, тем больше пропускается света, что дает более яркую и четкую картинку, в чем можно убедиться, глядя на экраны Galaxy S2, Samsung Droid Charge и Samsung Infuse 4G. Super AMOLED HD — это тот же экран PenTile Super AMOLED, но с более высоким разрешением 1280 х 720 пикселей. Такие дисплеи установлены на Samsung Galaxy Nexus, Galaxy Note и новом Samsung Galaxy S3.

OLED мониторы лучше всего подходят для просмотров фильмов.

1. Практически нулевое время отклика.
Если вы знакомы с таким понятием, как частота кадров в секунду, то знаете, насколько она важна для обеспечение плавной и реалистичной картинки. Особенно в быстрых, динамичных сценах современных блокбастеров. Проблема в том, что на этот параметр мы никак не можем повлиять: частоту кадров определяет то оборудование, на которое изначально снимается фильм. Но в наших силах выбрать дисплей с наименьшим временем отклика, чтобы избавить себя от раздражающих «шлейфов» и смазанной картинки. И тут OLED просто не оставляет конкурентам шансов: время отклика в этих дисплеях на несколько порядков меньше, чем в LCD, например. Оно настолько мало, что по-сути является полным отсутствием инерционности.

2. Большая контрастность.
Контрастность — это разница в яркости между чёрным и белым цветом на экране. Соответственно, чем она больше, тем реалистичнее выглядит изображение. Многие специалисты сходятся во мнении, что контрастность — это чуть ли не важнейший параметр отвечающий за субъективное качество изображения на экране. В хороших LCD-телевизорах контрастность обычно бывает на уровне от 1000 до 2000:1. Это значит, что белый цвет в 1000 или в 2000 раз ярче, чем чёрный. Для сравнения, OLED-дисплеи обладают контрастностью 10 000:1 и даже больше.

3. Высокая точность цветопередачи.
Эпоха чёрно-белого кино давно ушла в прошлое. Сегодняшние новинки пестрят миллионами разных оттенков, которые мы, как зрители, хотим видеть без искажений. OLED-дисплеи построены таким образом, что каждый пиксель экрана состоит одновременно из красного, зелёного и синего элементов. Все они, взаимодействуя друг с другом способны создавать миллионы различных цветов. Ну а поскольку каждый пиксель уже содержит в себе все необходимые элементы для отображения любого цвета спектра, то цветовая информация передаётся гораздо точнее, чем у того же LCD.

4. Очень большие углы обзора.
Именно с OLED-телевизором можно устроить настоящий домашний кинотеатр: рассадить друзей и членов семьи по своим местам и при этом каждый из них будет видеть отличную полноценную картинку без потери качества. В отличие от уже не раз упомянутого LCD, телевизор с OLED-экраном можно смотреть практически под любым углом и вы не увидите ни засветов, ни выцветания.

5. Самый лучший чёрный цвет.
Самое главное преимущество OLED-дисплеев мы оставили напоследок, чтобы поговорить о нём отдельно, это — настоящий чёрный цвет. Если задуматься, что такое чёрный цвет по своей сути? — Это отсутствие какого-либо света вообще. Самый чёрный материал на планете называется Vantablack и он поглощает 99,96% света, падающего на него. Примерно так же устроены и OLED-экраны. Когда нужно показать чёрный цвет, в нужном месте дисплея просто выключаются пиксели. В то же время пиксели LCD-экранов светятся всегда, а для того, чтобы показать чёрный цвет им приходится использовать технологию затемнения нужной области. Как вы понимаете, затемнение, пусть даже и очень хорошее, никогда не сможет сравниться с полным отсутствием света. Именно поэтому чёрный цвет на OLED-дисплеях выглядит так натурально.
Показать настоящий чёрный цвет в современном кино очень важно. Вспомните хотя бы «Звёздные войны» или последнюю часть «Бэтмена». Это тёмные, атмосферные фильмы, которые строятся вокруг того самого чёрного цвета, который LCD-экраны передать просто не в состоянии. Мы уже не говорим о фильмах в стиле нуар, знающие люди поймут о чём тут речь. «Гравитация», «Интерстеллар», практически любой современный фильм о космосе. Если вы не видели его на OLED-экране, считайте, что вы его вообще не смотрели. Зато представьте, насколько приятно будет долгим зимним вечером, закутавшись в плед и взяв чашку горячего чая, пересмотреть свой любимый фильм на сверх-чётком OLED-экране.

Для компьютерной графики все перечисленные свойства, кроме разве что пункта 1, тоже хороши, но не следует забывать о том, что эти мониторы пока еще очень дороги и имеют ограниченный срок службы.

Comments are closed.