Рекламная кампания представляет собой комплекс взаимосвязанных рекламных мероприятий, охватывающих определенный период времени и направленных на достижение рекламодателем конкретной маркетинговой цели.
Классификация рекламных компаний
По широте охвата аудитории:
- международные – направленные на международные рынки;
- общенациональные – нацеленные на всех граждан данной страны;
- региональные – проводимые в отдельных областях, регионах и других крупных административных, экономических и географических регионах;
- местные (локальные) – направленные на потребителей, живущих в одном городе или районе.
По основному объекту рекламирования можно выделить рекламные кампании:
- товаров и услуг;
- идей;
- предприятий (имиджевая);
- личности.
По основным целям:
- вводящие (информационные), т. е. обеспечивающие выведение нового товара на рынок;
- увещевательные (стимулирующие), способствующие росту сбыта продукции;
- напоминающие, обеспечивающие поддержание спроса на рекламируемый товар.
По степени дифференциации к потенциальным потребителям
- недифференцированные – подаваемые в неизменном виде потребителям разных стран, сегментов, возрастов и т. п.;
- дифференцированные – изменяемые более или менее) при подаче разным сегментам потребителей.
По направленности на потребительскую аудиторию:
- направленные на потребителей;
- направленные на продавцов;
- направленные на конкурентов;
- направленные на контрагентов;
- направленные на внешнюю среду бизнеса (органы государственной и местной власти, общества защиты прав потребителей и т. д.).
По каналам распространения информации:
- печатная;
- газетно-журнальная;
- радиореклама;
- телереклама;
- кинореклама;
- наружная реклама;
- транзитная;
- прямая почтовая реклама;
- специальные рекламные кампании (реклама в посылочной торговле, реклама магазина и т. д.);
- комбинированная.
По использованию каналов распространения информации
- одноканальные – использующие один канал распространения информации;
- многоканальные – использующие более одного канала распространения
При разработке плана РК необходимо определить
1) цель РК (чего мы хотим достичь);
2) стратегию (каким способом мы предполагаем достичь цель);
3) тактику (конкретные подробности реализации выбранного способа).
Ситуационный анализ
должен включать следующие работы:
- анализ внешнего окружения рекламной деятельности (конъюнктура рекламного рынка, рынка рекламируемого объекта и характеристики потенциальных потребителей рекламной информации);
- анализ внутренней не рекламной среды (качественные характеристики, этап жизненного цикла и цена рекламируемого товара; финансовые, материальные, трудовые, информационные ресурсы предприятия);
- анализ внутренней рекламной среды предприятия (результаты проводимых ранее рекламных кампаний, наличие специалистов, анализ применяемых методов планирования рекламных кампаний).
Ситуационный анализ предполагает сбор вторичной информации из внутренних и внешних источников (финансовая и бухгалтерская отчетность, статистические сборники, периодические издания и пр.) и первичной (для этого проводятся специальные исследования).
Основные цели рекламной кампании
- внедрение на рынок новых товаров, услуг;
- формирование у потребителей определенного уровня знаний о данном товаре (услуге);
- формирование благожелательного отношения к фирме и ее товарам;
- переключение спроса с одних товаров (услуг) на другие;
- увеличение и ускорение товарооборота;
- напоминание потребителям о наличии какого-то товара в торговой сети и пр.
Формулировка цели должна быть конкретной, однозначной и иметь количественную оценку, например: увеличить товарооборот с 10 до 20 %, охватить не менее 50 % целевой аудитории и т. д.
Бриф
Прежде чем приступить к непосредственной разработке плана рекламной кампании необходимо, чтобы рекламодатель заполнил бриф. Бриф – краткая письменная форма согласительного порядка между рекламодателем и рекламным агентством, где прописываются основные параметры будущей рекламной кампании. Грамотно составленный рекламный бриф в значительной степени определяет успех рекламного агентства.
Постоянные разделы брифа
- Марка товара или бренд: дается имя бренда и описание того, какую
потребность потребителя он удовлетворяет, основные характеристики товара и
концепции его продвижения. Здесь же приводится используемый в настоящее
время слоган.
- Целевая аудитория: дается портрет типичного потребителя с описанием
географических, демографических, психографических и поведенческих
характеристик.
- Достоинства товара.
- Устоявшееся мнение потребителя о товаре (бренде), в том числе потребительские предрассудки. В этом пункте необходимо определить, что думают потребители:
- целевая аудитория знает / не знает товар;
- есть / нет потребности в товаре;
- рекламные обещания выполняются / не выполняются;
- товар лучше / такой же / хуже других;
- товар можно / нельзя сравнить с каким-либо другим.
- Суть рекламного предложения и аргументы в его пользу.
- 6. Цели рекламы. Цель рекламы зависит от того, является ли кампания текущей или привязанной к событию. Событием может быть очередной праздник, скидки, распродажи, юбилеи фирмы и т. д.
- Средства рекламы: в основном зависят от трех аспектов: бюджета, личных предпочтений рекламодателя и того, какие средства используют ближайшие конкуренты.
- Тон рекламного сообщения. Тон может быть
- рациональный / эмоциональный;
- серьезный / юмористический;
- с использованием только литературного языка / допускающий сленг, разговорные обороты.
В этот же пункт вносится информация о константах фирменного стиля – логотип, товарный знак, торговая марка, фирменные шрифты и цвета.
- Формат рекламного сообщения: способ изложения рекламного сообщения. Наиболее распространенные композиционно-сюжетные варианты:
- товар представляет продавец или производитель;
- реклама с использованием свидетельств специалистов, потребителей, известных людей;
- истории с использованием товара (диалог о товаре);
- проблема и ее решение с помощью рекламируемого товара;
- сравнение товара с конкурирующими товарами.
- Бюджет и сроки проведения рекламной кампании.
Несколько основных миссий бренда – направлений, в рамках которых чаще всего выстраиваются образы товара
1) здоровье (польза, избавление от проблем, гигиена и т. п.);
2) самореализация (я-концепция, творчество, карьера, социальное положение и т. п.);
3) красота, любовь, забота;
4) жизненное пространство;
5) радость жизни, общение;
6) безопасность, надежность, свобода;
7) интересы различных групп (национальные, религиозные, профессиональные и т. п.);
8) общечеловеческие духовные идеалы (экология, культура, наука, защита прав человека и т. п.).
Суть рекламной стратегии
- какой смысл должна придать реклама данному товару, чтобы потенциальный потребитель предпочел его перед товарами конкурентов;
- донести до потребителя конкретную выгоду, разрешение проблемы или другое преимущество материального или психологического свойства, которая дает приобретение товара.
Стратегия рекламной кампании включает в себя три основных элемента:
- определение целевой аудитории,
- разработку концепции рекламируемого товара или услуги
- формирование концепции рекламной кампании.
Определение целевой аудитории
При разработке рекламной стратегии необходимо определить целевую аудиторию – людей, которых можно охватить определенным средством рекламы и определенным обращением. При определении целевой аудитории изучается ее специфика и профиль. Под профилем целевой аудитории в данном случае понимаются данные о таких ее характеристиках, как:
- региональные (расположение региона, численность и плотность населения, наличие транспортной сети, климатические особенности, доступность СМИ и др.);
- социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, уровень доходов, семейное положение и размер семьи и др.);
- психографические (принадлежность к общественному классу, тип личности, стиль жизни);
- поведенческие (степень использования товара, статус пользователя, приверженность к торговой марке и др.).
Разработка концепции рекламируемого товара или услуги
какую нишу на рынке может занять предлагаемый товар –
- есть ли у него прямые конкуренты или заменяющие его товары, какие для данного товара сегменты рынка недостаточно заполнены и т. д.;
- как будет позиционироваться товар в рамках рекламной кампании, на какие его реальные или мнимые достоинства (отличия от конкурентов) следует обращать основное внимание потенциальных потребителей.
Разработка концепции рекламной кампании
Какой рекламная кампания будет в целом, исходя из той целевой аудитории, на которую следует воздействовать, и той позиции на рынке, которую занимает рекламируемый товар или услуга? Здесь формируется идея рекламной кампании, которую нередко называют творческой идеей кампании, и ее стилистика.
Идея рекламной кампании
По оценкам многих специалистов, хорошая творческая идея при прочих равных условиях повышает результативность рекламной кампании в несколько раз. Под основной идеей понимают выбор эффективного способа выражения рекламируемого товара (услуги, идеи) в рамках рекламной кампании. Рекламная стратегия задает суть рекламного сообщения, а рекламная идея облекает его в интересную, привлекательную форму.
Стилистика
Определяет, будет ли данная рекламная кампания юмористической, шокирующей, загадочной, будет ли строиться на эмоциональном воздействии на потенциального потребителя или же на использовании логики и жесткой аргументации.
Два основных типа творческих рекламных стратегий. Различаются они тем, на что опирается реклама: на реальные утилитарные свойства товара или на его психологически значимые свойства. Первый тип получил название рационалистической рекламы. Второй – эмоциональной, или проекционной рекламы. Два этих типа стратегий используют в качестве основного разные каналы сообщения. В первом случае доминирует вербальная информация (рекламный текст), а во втором – невербальная (рекламные образы, музыка, шоу-эффекты, общее стилевое решение и т. д.).
Позиционирование товара.
Позиционирование марки – это управление мнением потребителя относительно места вашей марки среди множества различных марок данной или смежной товарной группы. Соответственно позиция марки – это то место, которое занимает марка в умах целевого сегмента по отношению к конкурентам.
Стратегии позиционирования
1.Использование характеристик продукта или выгоды потребителя
2.Позиционирование по цене и качеству
3.Позиционирование по использованию или по применению
4.Позиционирование по потребителю
5.Позиционирование по репутации корпорации
Формирование рекламного бюджета
При формировании бюджета рекламной кампании должны учитываться:
- стадия жизненного цикла продукта, его рыночная доля; география и объем продаж;
- уровень конкуренции на рынке;
- финансовые возможности организации;
- издержки различных альтернатив (например, цена телерекламы по сравнению с радиообъявлениями и объявлениями в журналах);
- изменения цен на рекламу в средствах ее распространения;
- уровень дифференциации продуктов данной группы;
- известность самой фирмы
- и другие факторы.
Методы формирования бюджета
- Метод исчисления «от наличных средств»
- Метод исчисления «в процентах к сумме продаж»
- Исторический метод
- Метод конкурентного паритета
- Метод исчисления «исходя из целей и задач«
- Метод долевого участия
- Эмпирический метод
- Разработка рекламного бюджета на основе планирования затрат
- Метод расчета рекламного бюджета по остаточным средствам
Выбор рекламных средств и носителей рекламы
- Принятие решения о широте охвата, частоте повторения и силе воздействия рекламы.
- Выбор конкретных типов средств распространения рекламы.
- Выбор конкретных носителей рекламы.
- Принятие решения о графике использования средств.
- Составление медиаплана.
Анализ канала массовой информации
- охват (то есть, до какого возможного числа адресатов удастся донести послание при обычных средних условиях);
- доступность (иными словами, сможет ли фирма воспользоваться данными каналами в любой нужный момент, а если нет, то насколько возникшее ограничение снизит эффективность рекламы);
- стоимость (общие расходы на одну публикацию (передачу) данного рекламного послания, скидки на многократность, стоимость одного рекламного контакта с учётом тиража (числа зрителей, слушателей);
- управляемость (то есть, получит ли предприятие возможность передавать по этому каналу сообщения именно той целевой группе воздействия, которая необходима);
- авторитетность (насколько данный канал пользуется уважением со стороны потенциальных и действующих покупателей).
Графики размещения рекламы
- Последовательный – самый легкий график. Реклама размещается раз в неделю в течение или раз в месяц в течение года.
- Сезонный – средства распространения рекламы используются наиболее интенсивно во время пиковых сезонных распродаж.
- Импульсная подача – СМИ используются периодически, через равные интервалы, независимо от времени года.
- Неравномерные импульсы – реклама размещается через неравные интервалы, пытаясь внести изменения в традиционные потребительские циклы спроса.
- Рывок – этот тип используется для мощного начала кампании.
- Направленный импульс – такой график разработан для поддержки особых изделий производителя с тем, чтобы приобретение этого товара за время прохождения данного рекламного графика существенно возрастало по сравнению с другими периодами.
Медиаплан — конкретное расписание выходов рекламы любого типа на конкретный промежуток времени с указанием расценок, дат выходов, форматов, адресов или продолжительности размещаемой рекламы, снабженное некоторыми дополнительными статистическими показателями.