Цвет и модели цвета

Мир, окружающий человека, — это вселенная цвета. Цвет имеет не только информационную, но и эмоциональную составляющую. Человеческий глаз — очень тонкий инструмент, способный различать даже едва заметные опенки цвета. Однако очень трудно пересказать другому человеку свое ощущение цвета, даже если это какой-нибудь известный или привычный цвет, скажем, цвет неба или цвет листвы.
Для многих отраслей производства, в том числе для компьютерных технологий и полиграфии, необходимы численные способы описания цвета. Эта необходимость реализуются в цветовых моделях (color models), в которых цвет представляет собой набор числовых значений для определенных координатных осей.
Все предметы, которые нас окружают, с точки зрения цвета делятся на 3 большие группы:
— Предметы излучающие свет (солнце, лампочка, монитор …)
— Предметы поглощающие и отражающие свет (Прежде всего бумага, а также все не светящиесяпредметы)
— предметы пропускаюшие свет (стекла, пленки и и тд)
Для технических нужд чаще всего используются первая и вторая группы. В силу физической специфики этих предметов для их описания используются разные цветовые модели.

Цветовая модель RGB
Многие цвета видны оттого, что в органы зрения человека попадают излучаемые тем или иным источником световые потоки (цвета на экране телевизора, монитора, кино, слайд-проектора и т. д.). У таких устройств базовым цветом, который он способен показывать даже будучи не подключенным к розетке, является черный цвет. А все остальные цвета в нем синтезируются смешением всего 3 основных цветов разной интенсивности — красного, зеленого и синего. При смешении двух основных цветов результат осветляется. При смешении красного и зеленого получается желтый, при смешении зеленого и синего получается голубой, синий и красный дают пурпурный. Если смешиваются все три цвета, в результате образуется белый. Такие цвета называются аддитивными.

ibwiki_article-3-1204292961
Модель, в основе которой лежат указанные три цвета, носит название RGB по первым буквам английских слов Red (красный), Green (зеленый), Blue (синий). В компьютерной реализации модели RGB значение каждой составляющей принадлежит диапазону от 0 до 255

— Нулевые значения всех составляющих (0, 0, 0) соответствуют черному цвету.
— Максимальные значения всех составляющих (255, 255, 255) соответствуют белому цвету.
— При нулевом значении одной составляющей и двух максимальных обеспечиваются вторичные основные цвета — голубой, пурпурный и желтый.
— Все оттенки серого получаются тогда, когда интенсивность каждого из основных цветов одинакова. Например, 50% серый получается при установке значений red=128 green=128 blue=128
Эта модель, конечно, совсем не очевидна для фотографа, художника или дизайнера, но ее необходимо принять и разобраться в ней, потому что она является теоретической основой процессов фотографирования, сканирования и визуализации изображений на экране монитора.

Цветовая модель CMYK

В модели CMYK к отражаемым относятся цвета, которые остаются после вычитания из белого падающего светового потока на какую-либо поверхность. Такие цвета называются субтрактивными («вычитательными»), поскольку это результат вычитания основных аддитивных (например, полиграфическая краска голубого цвета поглощает красный и отражает синий и зеленый цвета).
К основным субтрактивным цветам относятся: голубой (cyan), пурпурный (magenta), желтый (yellow). Они входят в так называемую полиграфическую триаду (process colors), которая может быть представлена в виде трехмерной модели:

Диапазон каждой составляющей простирается от 0 до 100% (рис. 2.2).
При смешении двух субтрактивных составляющих результирующий цвет затемняется, а при смешении всех трех должен получиться черный цвет. При полном отсутствии краски остается белый цвет (белая бумага).

Данная модель описывает реальные полиграфические краски, которые далеко не столь совершенны, как луч света. Они не могут полностью
перекрыть весь цветовой диапазон, а это приводит, в частности, к тому, что смешение трех основных красок, которое должно давать (согласно теоретической модели) черный цвет, на самом деле дает темный цвет не очень определенного цвета (бурый).
Для исключения этого недостатка в число основных полиграфических красок была внесена черная краска, позволяющая получить глубокий черный цвет. Именно она добавила последнюю букву в название модели CMYK, хотя и не совсем обычно. С — это Cyan (голубой), М — Magenta (пурпурный), Y — Yellow (желтый), а К — это сокращение от Key color — «контурный цвет», т. е. черный цвет.

Цветовая модель HSB

Если основные цвета двух вышеописанных моделей разместить в виде единой последовательности, то получится усеченный вариант цветового круга, в котором цвета располагаются в известном порядке: красный (R), желтый (Y), зеленый (G), голубой (С), синий (В) и пурпурный (М). В цветовой модели HSB этот круг взят за основу.

— По краю этого цветового крута располагаются так называемые спектральные цвета или цветовые тоны (Hue), которые определяются длиной световой волны, отраженной от непрозрачного объекта или прошедшей через прозрачный объект. Цветовой тон характеризуется положением на цветовом круге и определяется величиной угла в диапазоне от 0 до 360 градусов. Эти цвета обладают максимальной насыщенностью.
— Насыщенность (Saturation) — это параметр цвета, определяющий его чистоту. Уменьшение насыщенности цвета означает его разбеливание. С уменьшением насыщенности цвет становится пастельным, блеклым, размытым. На модели все одинаково насыщенные цвета располагаются на концентрических окружностях, т. е. можно говорить об одинаковой насыщенности, например, зеленого и пурпурного цветов, и чем ближе центр круга, тем все более разбеленные цвета получаются. В самом центре любой цвет максимально разбеливается, проще говоря, становится белым цветом. Ось насыщенности — это радиус окружности. Диапазон значений — от 0 до 100%.
— Яркость (Brightness) — это параметр цвета, определяющий затемненность цвета. Уменьшение яркости цвета означает его зачернение. Работу с яркостью можно охарактеризовать как добавление в спектральный цвет определенного процента черной краски. Чем больше в цвете содержание черного, тем ниже яркость цвета, и тем более темным он становится. Ось яркости — это вертикаль, опущенная из центра окружности. Диапазон значений — от 0 до 100%.

В общем случае модель можно представить в форме конуса, любой цвет в модели HSB получается из спектрального цвета добавлением определенного процента белой и черной красок, т. е. фактически серой краски.

Примечание
Название модели HSB — аббревиатура от Hue, Saturation и Brightness
Важной особенностью модели HSB является наличие треугольника (на рис. выше он выделен серым цветом), в пределах которого располагаются все оттенки одного цветового тона, что соответствует привычной логике выбора цвета.

Цветовая модель Lab

Цветовая модель Lab была создана Международной комиссией по освещению (Commission Internationale de I’EcIairage — CIE) с целью преодоления существенных недостатков перечисленных моделей, в частности, она призвана стать аппаратно-независимой моделью и определять цвета без учета особенностей устройства (сканера, монитора, принтера, печатного станка и т. д.).

Что касается цветовых параметров, то в этой модели любой цвет определяется светлотой (Lightness) и двумя хроматическими компонентами: параметром «a», который изменяется в диапазоне от красного до зеленого, и параметром «b», изменяющимся в диапазоне от желтого до синего.

В данной модели так же трудно ориентироваться, как в моделях RGB и CMYK, но нужно иметь представление о ней, поскольку программа Adobe Photoshop использует ее в качестве модели-посредника при конвертировании из одной цветовой модели в другую.
Кроме того, эта модель является центральной в системе управления цветом и имеет максимально широкий цветовой охват (см ниже).
Цветовое пространство модели Lab можно условно представить в виде графика цветности ху. Все цвета, расположенные внутри и на границе «подковы», являются физически реализуемыми.

Цветовой охват

Мы видим естественный цвет в природных условиях — и представленный на экране монитора или на бумаге. Возможный диапазон видимых цветов, или цветовой охват (gamut), при этом отличается.
Самый широкий он, естественно, в природе и ограничивается, естественно, возможностями нормального человеческого зрения.

Часть из того, что существует в природе, может передать монитор (на экране нельзя точно передать, например, чистые голубой и желтый цвета).
Часть из того, что передает монитор, можно напечатать (например, при полиграфическом исполнении совсем не передаются цвета, составляющие которых имеют очень низкую плотность).
Представить цветовой охват можно на графике цветности ху (площадь «подковы» совпадает с цветовым охватом модели Lab).

Comments are closed.