Бельтюкова Ульяна — редактор и фотограф

До 5-го класса не очень-то и любила читать, в 8–9 классах всякие подростковые «развлекательные» и «лёгкие» книжки прочитывала с невероятной скоростью и в больших количествах (о качестве говорить не приходится), хотя всё ещё не понимала, как можно любить русскую классическую литературу. Участвовала в литературных конкурсах, два или три рассказа даже напечатали в сборниках библиотеки им. В. В. Маяковского.

В 2015 году, после 9 класса, поступила в Издательско-полиграфический техникум на направление «Специалист издательского дела», потому что не хотела и не видела смысла оставаться в школе. А делать книжки — это казалось, как минимум, забавным.

В техникуме была очарована подходом к обучению и преподавателями, влюбилась в русскую классическую литературу и технические особенности создания книг. На первом курсе также записалась на занятия по фотографии к Дмитрию Владиславовичу, где получила хорошую техническую базу и «приросла» к фотоаппарату.

Во время обучения в техникуме удалось за отличную учёбу перевестись на бесплатное обучение и дважды съездить в Москву на Фестиваль студентов полиграфической отрасли — в первый раз как фотограф (3 место), во второй раз как дизайнер-верстальщик (без места, потому что не хватило знаний и навыков при работе с печатью). Также помимо обучения в свободное время занималась фотографией, иногда мне даже за это платили приличные деньги. Увлеклась плёночной фотографией. Частенько помогала друзьям и знакомым с созданием различных дизайнов — от логотипов до всевозможных анкет.

После обучения в техникуме поступила на специальность «Издательское дело» заочного отделения в «Высшей школе печати и медиатехнологий». Пока училась, также продолжала фотографировать и разрабатывать дизайны.

Самый большой проект — работа с музеем Сестрорецкий рубеж и МОО «Совет Героев СПб и ЛО».

С руководителями музея я была знакома давно, потому что по выходным подрабатывала там экскурсоводом и время от времени снимала различные мероприятия. Первый «дизайнерский» заказ — сделать копию таблички А4 для входной двери музея, в точности повторив уже существовавший дизайн, и похожие по стилю предупреждающие и навигационные таблички. Сделать-то сделала, но мне не нравился ни дизайн, ни цветовые решения, ни организация подачи информации. Поэтому когда нужно было сделать информационные плакаты метр на метр, предложила сделать их так, как я вижу. Получила все файлы (фото отретушировала; в текстах сделала корректуру с редактурой), набросала несколько вариантов и сделала утверждённый. Теперь таблички встречают посетителей на входе на территорию выставочного комплекса.

Потом пришло время обновлять две таблички на входе в музей, сделала недостающие фотографии помещений музея, всё сверстала в том же стиле, что и у плакатов.

Последние таблички, которые разрабатывала для музея — велосипедные. Тот же дизайн, но разная длина и разное количество информации, хотя делать их было в некоторой степени не в пример проще первых, потому что был уже наработан стиль и форма подачи информации.

Сейчас продолжаем с музеем дружить, на постоянной основе редактирую большие тексты, выходящие в телеграм канале музея.

«Совет Героев СПб и ЛО» вышел на меня через музей и тут задание было очень схоже: расшифровать рукопись, отредактировать, согласовать, отсканировать и отретушировать фото, при необходимости найти недостающую информацию и фото, сделать несколько вариантов дизайна, утвердить и по шаблону создать более 10 роллапов (80*200), посвящённых героям СССР и РФ.

Преддипломную практику в вузе проходила в детском издательстве «Самокат» — на 1,5 месяца уехала в Москву, жила у друзей, участвовала в жизни издательства и писала диплом по теме «Опыт издания произведений Д. Хармса для детей», где рассматривала особенности подготовки текстов и художественную составляющую изданий. Защитилась на отлично и встал вопрос: а кому нужен молодой и зелёный специалист?

Какое-то время работала продавцом в питерском домике «Самоката», но хотелось, естественно, большего. Поэтому работала корректором в АСТ (корректура свёрстанных полос), писала рецензии на входящие рукописи в «Эксмо», верстала для «Азбуки» (всё это, естественно, как внештатный сотрудник) и какое-то время занималась оформлением историй для литературного журнала «Прочтение». Но всё это было не совсем тем, чем я хотела заниматься, поэтому продолжала работать и искать работу мечты.

Если в техникуме давали, на мой взгляд, большей частью прикладные знания — рассчитать размер полосы, растянуть строку, поставить корректурный знак и в какие ГОСТы и справочники нужно лезть, то в вузе упор был на более серьёзную и «тонкую» работу с текстом. Дизайну, вёрстке и прочим «физическим» вопросам уделяли крайне мало времени. Зато только редакторских подготовок у нас было 5 штук (для понятийной литературы, литературно-художественных изданий, изданий для детей, переводных и периодических изданий). Таким образом получилось, что одна база знаний дополнила другую, и я знала не только то, как работать с текстом, но и как этот текст превратить в издание — а это оказалось очень важным, и всё-всё пригодилось в работе.

Осенью прошлого года помимо рецензий и вёрстки на одном из маркетов, где я была продавцом «Самоката», меня познакомили с директором издательства «Гудвин». Удалось устроиться продавцом к ним, и я отработала почти 1,5 месяца, а потом меня взяли в редакцию.

Поскольку издательство очень маленькое, задач много и не всегда они редакторские. Например, уже несколько раз готовила для печати разные открытки с иллюстрациями из книг (на оборотах появилась информация о том, как пройти в издательство (висит кстати и на сайте издательства), время работы издательства, где можно купить книжки). Или делала дизайн и макеты карточек для озона (размер и «5 причин»).

Естественно, много работы с текстом — как редакторской, так и корректорской. В последний раз даже пришлось привлекать внештатного корректора, потому что было сделано очень много редакторской работы, и глаз замылился. Ещё в работе пришлось осваивать предпечатную подготовку и брать уроки у специалиста, потому что без печати книжки быть не может (а все книги в издательстве выходят только в бумажном формате). С издательством мы с января сделали уже много книжек:

  • Большое книжное приключение — книга про книги, о книгах и всех тех загадочных людях, которые их делают;
  • Билли и его гены — о генетике для самых маленьких;
  • Бай, гал! Дорога к огненному озеру — комиксовая история о самом красивом озере планеты;
  • Сорные травы — о том, почему сорняки не так уж и плохи;
  • Грибы — тот же автор, но другой художник рассказывают о грибах;
  • Папа — последняя вышедшая на данный момент книга и самая трогательная для меня (пока читали, плакали всей редакцией, потому что ну очень трогательно, перевод нежнейший).

В очереди на печать стоит уже более «серьёзная», если так можно сказать, книжка — текста там по сравнению со всеми книжками-картинками много, целых 2 авторских листа! Это первая большая текстовая книга издательства, впереди в этом году ещё три. И ещё впереди в этом году, конечно же, ММКЯ (Московская международная книжная выставка — ярмарка), куда мы поедем всей редакцией.

В общем и целом, могу назвать нынешнюю работу работой мечты — классные коллеги, разные задачи, много опыта, очень интересно смотреть и на экономическую составляющую жизни издательства. И ошибки тоже есть, без них пока никуда.

Помимо работы в издательстве беру разную «халтуру» — фотография, дизайн, ред. заключения, корректура, редактура, вёрстка. Приятно, что многие после первого «заказа» возвращаются и предлагают поработать ещё. В свободное время (самой не верится, что оно есть!) занимаюсь яхтингом, фотографирую, хожу на рыбалку, вкусно кушаю и пишу обо всём этом в своём телеграм канальчике.

Добавить комментарий