World Skills 2019 Графический дизайн

В феврале 2020 исполняется уже 2 года моему диплому на право проведения демонстрационного экзамена по стандартам World Skills и вот только лишь 3-7 декабря 2019 впервые в жизни участвовал в региональном чемпионате World Skills, в качестве эксперта-компатриота. Естественно, по компетенции «Графический дизайн». Организовал площадку Петровский колледж.  Участников было запланировано всего 5. Поначалу боялись, что и столько не наберётся, но потом возникла даже некоторая конкуренция.
Подготовка к этому мероприятию была длительная и основательная. Само решение об участии (и выбор участника) принималось ещё в мае 2019. Для первого раза принцип отбора был простой – кто первым встал, того и тапки. Поскольку я в эту тему вписался одним из первых и сразу заявил участника и себя как эксперта-компатриота и потом от этой позиции не отклонялся, то и проблем с участием особых не возникло. В будущем такой халявы уже не будет – будут обязательные отборочные соревнования.

Довольно долго было совершенно не понятно — достаточно ли иметь диплом на право проведения демонстрационного экзамена для участие в чемпионате в качестве эксперта-компатриота или надо получать какое-то дополнительное образование, которое стоило дополнительных денег около 15тр, естественно оплачиваемых образовательным учреждением. Почти все эксперты из нашей группы потенциальных участников пошли учиться, я же затянул этот процесс, а когда бросился и получил от руководства Академии добро на финансирование обучения, то было уже поздно — группы были уже сформированы и приём закрыт.  Я уж было решил что всё — плакало наше участие в чемпионате, но чуть позже выяснилось, что для эксперта-компатриота диплома на право проведения демонстрационного экзамена вполне достаточно. А дополнительное образование требуется независимым экспертам и  организаторам отборочных чемпионатов.

Потом было несколько организационных встреч в Петровском колледже и в ГБУ ДО ЦДЮТТ Московского района. Огромное спасибо организаторам этого конкурса, поскольку компетенция «Графический дизайн» в Санкт-Петербурге была не то чтобы не развита, а вообще отсутствовала напрочь. И благодаря усилиям прежде всего Назаровой Виктории Геннадьевны в этом году этот конкурс в рамках регионального чемпионата был проведён впервые. Также организаторы конкурса проводили два мастер-класса для участников-конкурсантов, где рассказывали про все особенности проведения подобных конкурсов и показывали приёмы изготовления упаковки.  Технология сплошного наката  двусторонним скотчем отпечатанного кроя на картон шокировала.

Потом была ещё эпопея с регистрацией в Esim. Не взирая на то, что не все и не с первого раза там зарегистрировались, система на конкурсе постоянно путала отчество нашей участницы.
Поскольку специализация нашей участницы Ольги Тарасовой «Издательское дело», а не «Графический дизайн», то при подготовке мы сконцентрировались прежде всего на том, чего у нас совсем нет в программе, именно на упаковке. Купили двустороннего скотча и по методике стали кроить и резать коробки. В этом деле самую большую помощь нам оказал руководитель типографии Чефранов Сергей Дмитриевич.
И вот 3 декабря в день С-1 мы с Олей и распечатанными и подписанными весьма подробными разрешениями на обработку персональных данных, в которых разве что не было указано место рождения прабабушки и пин-код банковской карточки, явились к 14:00 в Экспофорум. В Экспофорум я тоже попал впервые – на первый взгляд, впечатляющие павильоны. Единственный раздражающий момент – мертвенно бледное, холодное, равномерное освещение. В первый день мы на это не обращали внимания, но сидение там почти безвылазно несколько дней подряд утомляет. Хотя, для работы с компьютером это самое нормальное освещение (см фото павильона ниже).

Сдали заявления, подписали все протоколы, эксперты получили фирменные жилетки (мне почему-то досталась юниорская, на что я сначала внимания не обратил), а студенты красные толстовки.  Затем провели жеребьёвку. В жеребьёвке приняли участия 4 человека, один из участников опаздывал.

Нам досталось самое ужасное место  №5, открытое с двух сторон и с намёком на последнее место в соревновании. Самое забавное, что места победителей конкурса именно так, как прошла жеребьёвка и распределились, только 4 и 5 места поменялись.

Разложили и проверили тулбоксы. Тулбокс для графического дизайна минимальный – карандаши, маркеры, ластик, двусторонний скотч, линейка и нож сегментный. Одна девочка пыталась какую-то штучку костяную для биговки принести – отобрали. Долго обсуждали какой должен быть нож – с биговкой или нет и что у ножа можно считать биговкой, а что нет. Я порадовался, что не успел купить японский нож с биговкой – могли бы тоже отобрать. Хорошо, что рабочие места были уже оборудованы ковриками для резки.


Посмотрели компьютеры и ПО. Компьютеры неплохие, но ПО довольно старое — CS6. Это для нас дополнительная сложность — мы работаем на самом современном. Ребята попробовали что-то поделать, что-то попечатать.  Техническую поддержку оказывал специалист из Петровского колледжа Денис Александрович.

Вот так выглядела наша маленькая площадка, расположенная в самом центре огромного павильона G.

В конце мы немного пофотографировались и разъехались.

Первый день соревнований 4 декабря начинался сурово. Приехать в Экспофорум нужно было к 8 утра. Я на своём автомобиле каждый раз работал драйвером — возил студентов и экспертов туда-сюда. Утром встречались обычно на Московской в 7:40.

В 8:15 участникам выдали тексты заданий на 1 день и дали им 15 минут на изучение. Затем мы 15 минут обсуждали это задание, но только со слов участника — экспертам в руки текст задания не давали. Некоторым шоком было уже то, что это была не обещанная кондитерка, а организации туров рыбной ловли. По 1 модулю понял, что нужно сделать логотип. Причём важный акцент заключался в том, что иконка в логотипе должна быть вписана в типографику. Решили стилизовать букву У из названия компании «Удачный улов» под рыболовный крючок. Также за первые 4 часа нужно было к этому логотипу сверстать логобук  с представлением этого логотипа, правилами его использования (в том числе и с указанием неправильных способов использования) и презентационный стенд.

Второй модуль также посвящался этой же рыболовной теме и там нужно было сделать что-то более понятное — лифлет. А также информационный баннер для сайта. На всё это тоже давалось 4 часа. Очень жёстко, но нас предупреждали, что сделать всё за это время нельзя и выигрывает тот, кто сделает всё с наименьшим числом ошибок (прежде всего технических ошибок).

Для Оли всё усугублялось тем, что всё это надо было делать в Illustrator, опыт работы с которым был у неё не очень большой. В 8:30 началась работа и на большом экране пошёл обратный 4-часовой отсчёт.

Экспертов-компатриотов разбили на группы для дежурства на площадке, подходить к своим участникам было запрещено, как и просто доставать телефон. Для общения с школьниками, которых толпами водили волонтёры, у нас был назначен специальный эксперт.  Основная же наша задача была как можно быстрее позвать технического эксперта к нуждающегося в нем конкурсанта, а также не пускать на площадку посторонних.  Зато эти толпы посторонних детей за пределами площадки глумились над участниками как могли, доходя до прямых оскорблений. Даже наушники-вкладыши  с музыкой толком не спасали, хотя без них работать было бы совсем невозможно. Умнее всех поступила одна из участниц — она вставила в уши беруши, а сверху надела большие мониторные наушники.

Также была постоянная угроза мифического (потому как увидеть его так и не удалось) ужасного аудита.  В перерывах между дежурствами разрешалось гулять, я сделал несколько кадров с открытия и с интересных стендов, которые можно посмотреть тут.

Альбом на Майл-фотки

Оля, наш участник, поначалу совсем растерялась — не справилась с двусторонней печатью из Акробата, поэтому не успела распечатать логобук и не накатала целиком на пенокартон презентацию логотипа, а лишь слегка прикрепила скотчем распечатанный лист к пене.  Но на втором модуле она смогла собраться и таких крупных ляпов уже не делала. Лифлет получился не идеальным, но довольно приличным.

При этом с одним из участников произошёл инцидент. Работая 1,5 часа, он ни разу не сохранил свой файл. В результате Illustrator вылетел и работа пропала начисто. Мы обсуждали этот момент совет экспертов. Я настаивал, что компенсировать все эти 1,5 часа участнику нечестно.

  1. Во-первых, потому что за 1,5 часа ни разу не сохранить свою работу — это крайне непрофессионально, особенно для участника конкурса профессионального мастерства.  Ведь если вновь созданный файл ни разу не сохранить, то даже автосохранение работать не будет, поэтому первое, что нужно сделать с только что созданным файлом в любом редакторе — это его сохранить. Что я объясняю своим студентам начиная с 1 сентября 1 курса.
  2. Во-вторых, восстановление любой уже сделанной работы занимает намного меньше времени, чем первый дубль. Это естественно, ведь мозг человека всё помнит и не нужно уже ничего придумывать,  а просто повторить всё, что уже было сделано.

Именно поэтому я настаивал на том, что все потерянные 1,5 часа ни в коем случае нельзя компенсировать. Договорились, что за счёт обеда компенсируем 40 минут. Ну и сам этот случай стал прецедентом, на основании которого на следующий день в аналогичной ситуации (уже отягощённая этим опытом) другая участница совершает такую же ошибку!  Дашу при этом оправдывало только то, что она себя плохо чувствовала — её знобило, насморк и по всей видимости повышенная температура. Причём любопытно, что участники, с которыми произошла эта история, заняли потом 1 и 5 места.

Считаю, что этот момент в следующих конкурсах надо оговаривать заранее и  никакой существенной компенсации в подобных случаях участникам не давать! Ну разве что 5-10 минут, потраченных на восстановление данных и перегрузку компьютера.

Во 2 день соревнований 5 декабря было дежавю. Опять к 8 утра, получение задание, 15 минут изучения и 15 минут обсуждения.  Наконец-то мы увидели обещанную кондитерку — в 4 модуле нужно было сделать упаковку для капкейков. В 3 модуле нужно сверстать разворот и обложку для книги в InDesign. Это было уже что-то более знакомое и тут Оля смогла несколько наверстать упущенное в 1 день.

Два дня для экспертов-компатриотов прошли довольно скучно. Вставать приходилось рано, чтобы приехать к 8 утра, выспаться поэтому не удавалось — организм не успевает перестроиться быстро. В то же время ничего активного не происходило — участники работали, мы дежурили. Во время дежурства в основном я сидел напротив Даши, участницы №1. Было приятно смотреть как она чётко и оперативно работает, даже не взирая на простуду.  Не мудрено, что она и заняла 1 место, причём с очень серьёзным отрывом от остальных участников.

Наша экспертная работа началась вечером 5 декабря после 17 , когда участники закончили свою работу. Нам выдали наконец-то задания и технические критерии оценки. Сформировали бригады таким образом, чтобы каждый из компатриотов не мог проверять своего участника и мы приступили…

Совершенно верно говорилось, что побеждает здесь не тот, кто блещет каким-то особым дизайном, а тот, кто делает меньше ошибок. Ибо критерии были очень жёсткие и оценивали каждое требование задания — точнейшее совпадение названий файлов и путей их сохранения, полный перевод всех текстов в кривые, использование указанных профилей, форматов, трепинга и тд.  Малейшее несоответствие — 0. У каждого параметра свой весовой коэффициент, так что понять на этапе оценки, кто какое место займёт, совершенно нереально.

Чуть позже независимые эксперты начали оценивать творческую составляющую и рубили всех по чёрному.  Например, ни одного лифлета с выраженным рекламным месседжем они не обнаружили ни одного участника. В целом оценка всех участников весьма низкая. По многим параметрам, особенно техническим, даже юниоры выступили лучше. Простительно это только для первого раза — первый блин комом.

СПО

Юниоры

Предоставляю слово участнице, Ольге Тарасовой.

«С 3 по 6 декабря 2019 года в Санкт-Петербурге прошел V Открытый региональный чемпионат профессионального мастерства «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)».

Студенты и юниоры участвовали в соревнованиях по 96 компетенциям. Я заняла нишу графического дизайна – на удивление, далеко не самую востребованную дисциплину на конкурсе. Всего 5 участников боролись за призовые места.

Масштаб мероприятия захватывал и пугал одновременно. Большое количество всевозможных специальностей, зрители, огромное пространство, – все это производило незабываемое впечатление.

В этом вся прелесть и вся сложность конкурса – нужно было сосредоточиться на работе, прислушаться к себе и не отвлекаться на ту кипящую жизнь, что была вокруг.

Хоть нас и предупреждали, что полностью справиться невозможно, во мне таилась небольшая надежда успеть . Но как только я приступила к работе, поняла значение этих слов. За ограниченный промежуток времени нужно было сделать как можно больше, при этом не забывать про технические требования. Брать и количеством, и качеством. Разработать, распечатать, смакетировать – и все это за 4 часа.

Задача состояла из 4 модулей:

Модуль первый – создание логотипа и, соответственно, логобука для компании, организующей рыболовные экспедиции. Обязательным требованием было составить спуск полос для логобука и распечатать двухсторонней печатью.

Второй модуль – создание лифлета и информационного блока для сайта той же компании. Авторская графика, непосредственно дизайн и печать. На первом месте стояло качество обработки изображения, дизайн – это уже субъективный критерий.

Если в первый день все участники были полны уверенности и энтузиазма, то во второй единственной мыслью у всех было поскорее закончить и уйти.

Но я взяла себя в руки и преступила к следующему заданию. Модуль три – многостраничное издание. Все было не так страшно, как казалось. Создать макет обложки и блока (всего 4 полосы) детской энциклопедии про космос. Конечно, включая авторскую графику и отрисовку упражнений. К моему удивлению, это задание вызвало затруднение у других участников. Как оказалось, они не достаточно хорошо ориентировались в интерфейсе программы InDesign.

Последний модуль – упаковка кондитерской продукции. Разработка макета коробки с бумажным вкладышем для капкейков. Большую часть времени у всех заняло составление развертки. Кто-то решил заранее распечатать и проверить, что получилось, а кто-то понадеялся, что ему повезёт (спойлер: в итоге не повезло). И вот – готовая развертка. Но и это не все. Дальше – три разных варианта дизайна, для каждого вкуса индивидуально.

Технология создания макета упаковки в WorldSkills весьма нестандартная: распечатанную развёртку нужно приклеить с помощью двухстороннего скотча на картон, обрезать все лишнее канцелярским ножом, а после – сбиговать и собрать. Лист картона всего один, то есть только одна попытка, и ошибка непоправима.

Все участники были очень сильными и имели за плечами месяцы подготовки, но результат никто не смог предугадать. Но с уверенностью скажу, что после такого уровня сложности, все повседневные дизайнерские задачи кажутся довольно простыми на фоне тех, что были на конкурсе. А это значит, что несмотря на место в рейтинге и полученное количество баллов, главный приз получили все: бесценный опыт и монетку навыков в копилку мастерства.»

Немного итоговых фотографий.

команда юниоров


эксперты


итоговый снимок экспертов в Экспофоруме


Награждение


После награждения


Добавить комментарий