Специфика зрительного восприятия

14369888_10210779281502567_3834047956994906303_n

Человек относится к восприятию как к способности видеть, слышать, ощущать вкус, чувствовать запах и распознавать предметы на ощупь, но это мнение не вполне соответствует действительности. Восприятие — это не просто процесс отражения окружающей действительности, но и мысленная интерпретация полученной информации. В результате полученная информация может быть искажена либо в силу своих особенностей, либо под влиянием предубеждений и предрассудков. Люди так привыкли к определенным стандартам информации, что иногда совсем не воспринимают информацию, не соответствующую этим стандартам.
Как известно, до 90 % всей информации человек получает с помощью зрения. Способность видеть обусловлена тем, что световые волны, отражаясь от различных предметов, попадают на хрусталик глаза, который проецирует их уменьшенное изображение на глазное дно. Это изображение не только уменьшенное, но и перевернутое, к тому же плоское, а не трехмерное. Как же человек видит мир таким, какой он есть на самом деле, если глаз получает плоское, перевернутое и уменьшенное изображение окружающих нас пред-метов? Ответ прост: когда мозг получает информацию от глаза, он тут же обрабатывает ее с помощью уже имеющейся информации. Причем процесс происходит настолько быстро, что незаметно, каким образом мозг обрабатывает поступающие из глаз нервные импульсы.
Рассмотрим некоторые принципы, в соответствии с которыми мозг обрабатывает зрительную информацию. Один из наиболее важных принципов зрительного восприятия называется принципом постоянства размеров. Если посмотреть на стоящего человека, рост которого, например, 1 м 80 см, его отражение занимает почти всю площадь сетчатки глаза. Если тот же человек отойдет на несколько метров, размер его проекции на сетчатку глаза уменьшится, но восприятие его роста не изменится, т. е. в памяти хранится информация о росте данного человека и игнорируется тот факт, что его проекция на сетчатку глаза уменьшилась. Принцип постоянства размеров нарушается при рассмотрении предметов с очень большого расстояния, например из иллюминатора самолета. В этом случае автомобили и дома кажутся игрушечными моделями. Также принцип постоянства размеров часто не срабатывает, когда человек имеет дело с незнакомыми объектами, поэтому на рисунки и фотографии таких объектов обязательно помещают линейку или какой-либо всем знакомый предмет, а в архитектурных чертежах и макетах обычно пользуются фигурками людей.
Кроме принципа постоянства размеров существуют также принципы постоянства формы, яркости и расположения предметов. При рассматривании предметов с разных сторон меняется не только размер отображения на сетчатке глаза, но и форма. Если смотреть на монету сверху, она круглая, если повернуть монету ребром, будет виден прямоугольник, но каждый точно знает, что монета — круглая и ее форма не меняется. Принцип постоянства формы, как и размеров, распространяется только на знакомые предметы.
Принцип постоянства яркости позволяет узнавать предметы при разном освещении. Принцип постоянства расположения работает при рассматривании находящихся в покое предметов во время движения.
Важно отметить, что попадающие на хрусталик отраженные волны сами по себе не несут никакой специальной информации о предметах, от которых они отразились. Тем не менее человек отличает, например, дерево от травы, а ствол, ветки и листья воспринимает как части дерева, а не как самостоятельные объекты. Склонность мозга создавать из получаемых с помощью зрения образов цельное, связанное изображение иногда приводит к тому, что воспринимаются те образы, которые глаз не видит, и, наоборот, не воспринимаются те, которые глаз видит. Например, на сетчатке глаза есть так называемое «слепое пятно». Если при взгляде на какой-либо предмет его часть проецируется на слепое пятно, возникает своего рода пробел в изображении. Но мозг заполняет этот продел, и человек видит предметы целиком.
Образы, которые люди видят, соответствуют их интерпретации окружающей среды. Но они не всегда правильно интерпретируют окружающую действительность. На ошибках интерпретации основаны зрительные иллюзии. Некоторые из них представлены на рис. Круг, окруженный маленькими кружочками, кажется больше в диаметре, чем окруженный большими кругами. В действительности они одинаковые (см. рис. слева). Ограниченный вертикальными штрихами отрезок кажется короче, если вокруг него остается больше свободного пространства (см. рис. справа). Причина возникновения подобных иллюзий — человеческая склонность воспринимать объекты на фоне их окружения.

img223-1
Также люди склонны следовать взглядом вдоль указанного направления. На этом тоже могут быть основаны зрительные иллюзии, например, расположенный справа круг кажется больше, так как взгляд следует за стрелками. Горизонтальная штриховка «превращает» квадрат в вытянутый по горизонтали прямоугольник, а вертикальная — в вытянутый по вертикали.

img224-1
Взаимное расположение объектов также создает зрительные обманы. Слева и в середине на рис. а вертикальная линия кажется длиннее, чем горизонтальная, а справа — наоборот. Иллюзия увеличения длины вертикальных и горизонтальных отрезков в данном случае объясняется создающимся впечатлением, что отрезки разбивают друг друга на разные части. Если два отрезка пересекают друг друга на одинаковом расстоянии, иллюзия отсутствует (рис. б).

img224-2
Пространство также воспринимается по-разному в зависимости от того, заполнено оно или нет. Заполненное пространство кажется больше, чем такое же, но пустое. Незамкнутая форма кажется больше по сравнению с замкнутой. Наличие четких границ не дает возможность мысленно расширить область, а отсутствие границ создает иллюзию, что рассматриваемый объект занимает большую площадь. Яркий свет создает эффект расширения, в результате чего светлые объекты кажутся больше. Белый круг на черном фоне всегда кажется больше в диаметре, чем черный на белом фоне.

img224-3

Часто зрительные иллюзии создаются заполнением или вставками. Нижняя сторона квадрата на рис. а кажется длиннее, чем верхняя, правильный круг на рис. б кажется искаженным. Наложение линий также создает искажения — наклонные линии на рис. в параллельны друг другу.

img224-4
Если тени расположены снизу, кажется, что предмет обладает выступом, а если сверху — впадиной. Этот обман возникает из-за привычки к тому, что источник света, будь это солнце или лампочка, всегда расположен сверху. Разработчики пользовательских интерфейсов и веб-дизайнеры широко пользуются этой иллюзией для создания «кнопок» на совершенно плоском экране.

Итак, поступающие извне образы не воспринимаются как данность, а интерпретируются в соответствии с уже имеющейся информацией. Для этого выдвигаются предположения (гипотезы), из которых выбираются лучшие. Однако иногда случается, что имеются одинаково возможные предположения. Например, заштрихованная грань куба на рис. может быть как ближней, так и дальней. Также иногда нельзя однозначно отличить фигуру от фона. Как правило, в качестве фигуры воспринимается изображение с четкими контурами, небольшое, ярче окрашенное, имеющее необычную форму.

img225-1

В своей оценке реального окружающего пространства человек также зависит от строения собственного тела (например, в восприятии пропорций) и способа передвижения, т. е. прямохождения. Поэтому хорошо воспринимаются вертикальные и горизонтальные линии, а также прямые углы. Небольшие отклонения от этих осей, напротив, воспринимаются как небрежность и образуют так называемые «плохие» углы (рис. 1.7), которых дизайнеру следует всячески избегать. Из-за такой особенности восприятия желательно использовать углы с шагом в 15°: 30°, 45°, 60°, 90°.

img225-2
Одним из свойств восприятия также является так называемая геометризация, т. е. тенденция к разложению сложной формы на простые геометрические фигуры. Соответственно человек легче воспринимает (и запоминает) сложную форму, составленную из простых, знакомых геометрических фигур. Это свойство восприятия повлияло на распространение логотипов и товарных знаков.
Сами по себе геометрические фигуры также воспринимаются человеком эмоционально и вызывают определенные ассоциативные связи. Впервые о возможности передачи эмоционального состояния с помощью различных линий и геометрических фигур заговорили на рубеже XIX и XX вв. В этой области много сделали известные художники В.Кандинский, К.Малевич, Э.Лисицкий. Работы В.Кандинского «О духовном в искусстве» (Санкт-Петербург, 1911) и «Точка, линия, плоскость» (Мюнхен, 1926) по сей день являются своего рода хрестоматией для дизайнеров. Впоследствии выводы художников были подтверждены в результате научных экспериментов, и на сегодняшний день наличие связи между геометрической формой, цветом и эмоциональным состоянием наблюдателя не вызывает сомнений. Конечно, на реакцию отдельного человека влияет множество факторов, в том числе субъективный жизненный опыт и личные пристрастия, но есть и объективные закономерности.

Самые простые элементы, которые присутствуют практически в любой композиции, это точки и линии. Тем не менее даже такие простые элементы вызывают определенные ассоциации.
Точку (в геометрическом смысле этого слова) Кандинский назвал «соединением молчания и красноречия». Он писал, что точка — это маленький мирок, вырванный из окружения. Яркая точка часто используется для привлечения внимания, ведь она вызывает желание рассмотреть поближе.
Горизонтальные линии создают иллюзию полноты, спокойствия, стабильности, а вертикальные — прочности, основательности, придают величественный вид. Наклонные линии подчеркивают движение. Будучи переходными, они обладают свойствами как горизонтальных, так и вертикальных линий, могут зрительно уменьшать или увеличивать форму и объем в зависимости от степени и направления наклона. Прямые линии и линии с постоянным радиусом кривизны (дуги) вызывают ощущение статичности, спокойствия, уравновешенности. Линии с переменным радиусом кривизны (параболы, гиперболы, спирали) воспринимаются как подвижные, упругие, внутренне напряженные, они вызывают активную эмоциональную реакцию, поэтому быстрее утомляют психику. Ломаные линии воспринимаются как динамичные, беспокойные и агрессивные, вызывают ощущение тревоги и опасности.
Простые геометрические фигуры также связаны в человеческом восприятии с представлением о покое или движении. Самая устойчивая форма — квадрат. Квадрат можно сравнить с понятием «устойчивое равновесие» в физике. Он ассоциируется с такими понятиями, как порядок, стабильность, надежность, прочность. В то же время квадрат воспринимается как несколько приземленный и тяжеловесный. Интересно, что правильный (с точки зрения геометрии) квадрат зритель видит слегка вытянутым по горизонтали, поэтому дизайнеры часто пользуются так называемым «динамическим квадратом», высота которого на несколько процентов больше ширины. Квадрат со скругленными углами кажется немного легче, воздушнее, миниатюрнее. Человек хорошо различает четыре оси симметрии квадрата — вертикальную, горизонтальную и две диагонали. Интересно, что символы поля и пашни в прикладном искусстве древних славян основаны на квадрате.
Прямоугольники воспринимаются по-разному, в зависимости от пропорций и расположения на листе. Прямоугольники, вытянутые вверх, расположенные вертикально, — ближе к восприятию вертикальных линий, а расположенные горизонтально — горизонтальных линий. Но в любом случае прямоугольник — фигура устойчивая, стабильная, малоподвижная. Зритель хорошо воспринимает две оси симметрии прямоугольника, а также деление прямоугольника по диагонали.
Треугольник — самая динамичная, неустойчивая форма, которая ассоциируется с движением, развитием, скоростью. Это самая заметная из геометрических фигур, больше всего внимания привлекает рисунок с острыми углами. В то же время треугольник — самая нелюбимая фигура, поэтому треугольными формами в рекламе и графике пользуются обычно, чтобы привлечь внимание зрителя, вызвать у него раздражение.
Самые приятные ассоциации вызывают круги и овалы. Круг ассоциируется с чем-то легким, воздушным, но при этом уравновешенным, но, в отличие от квадрата, это равновесие ближе к физическому понятию «неустойчивое равновесие». Крут воспринимается как замкнутая, геометрически четкая, но в то же время несколько неопределенная фигура. Можно сказать, что кругам не хватает индивидуальности. В то же время круг встречается в символике многих древних народов, и везде с ним связаны символы неба, солнца, космоса. Близко к кругу по ассоциативным связям находится овал — символ завершенного, замкнутого пространства, но при этом несколько более динамичный, чем круг. Овал, как и круг, не привлекает внимание, поэтому в рекламе форма круга или овала часто делается не очень отчетливой и сочетается с другими фигурами.
Таким образом, можно создавать выразительные и информативные композиции, основанные на простых геометрических фигурах.

 

Comments are closed.