Этикетка

300704О чем должна рассказать этикетка на товаре

Внимание покупателя к тому или иному товару зачастую привлекает именно этикетка. И, к сожалению, мало кто знает о том, что ее главное предназначение заключается в том, чтобы донести информацию о продукте до пользователя. Незнание этого и приводит к покупке ненужного или опасного товара.
В России этикетки на продуктах любого типа отсутствовали до 19 века, а товар представлялся продавцом, как говорится, «лицом». Но с введением определенных правил при выпуске той или иной продукции, различных ГОСТов и ТУ, была введена и обязанность маркировки, описания и указания другой необходимой информации о предмете продажи.

Многие недобросовестные производители используют этикетку своей продукции в качестве рекламы, для привлечения внимания потенциального покупателя. Однако указывать на ней все, что предусмотрено законодательством, не спешат.

Информация о товарной этикетке

Товарная этикетка прикрепляется непосредственно к товару или к его упаковке; обычно она содержит изображение марки товара и информацию о том, кто его изготовил.
Товарная этикетка может также содержать дополнительную информацию: например, на ней может быть указан сорт товара.
Законом предусматривается обязательное размещение на этикетке определенных сведений в отношении состава некоторых видов товара, даты их изготовления и пр. Товары, которые могут нанести вред человеку, должны иметь соответствующее предупреждение на этикетках. На пачках сигарет обязательно имеется предупреждение о том, что курение наносит вред здоровью.
Еще один тип товарной этикетки содержит инструкцию об использовании товара и уходу за ним.
Подобного рода этикетки часто оказываются для розничного продавца полезным подспорьем в торговле. Они избавляют его от необходимости отвечать на многие вопросы покупателей, связанные с данным товаром. Упоминание о том, что мужская рубашка обработана «вечным крахмалом», важно для большинства домашних хозяек. Информация о том, что нож изготовлен из нержавеющей стали, может сыграть важную роль в решении вопроса о его покупке. Поставщик марочного товара воспользуется этикеткой для воспроизведения на ней торговой марки.
Перечисленные варианты использования товарной этикетки являются обычными. Информативный характер этикетки несет в себе значительный потенциал для мероприятий по стимулированию сбыта, которым часто пренебрегают. Рационально скомпоновав текст этикетки, производитель получает возможность больше рассказать о своем товаре и создать у потребителя чувство удовлетворенности от совершенной покупки.
На некоторых товарах может использоваться этикетка, разработанная много лет назад. Так производители поступают из-за боязни потерять признание товара покупателями или же для поддержания образа старомодной качественности. Разумеется, в случае радикального изменения товарной этикетки на этот факт должно быть обращено внимание потребителей.

Общие правила оформления этикеток
Существуют установленные законодательством правила по оформлению этикеток на продукцию любого типа, будь то пищевые продукты, бытовая техника или одежда.
Все производители без исключения обязаны указывать на этикетке адрес офиса, где находится дирекция юридического лица, адрес, где находятся производственные цеха или фабрики, выпускающие товар, и предоставлять телефоны для связи. Официальный сайт и способ интернет связи указывают при их наличии и по желанию изготовителя, так как этот пункт в законодательстве еще не оговорен.
Кроме этого, на этикетке обязательно должно быть указано то, из чего изготовлен товар, в какое время и каков срок его годности или службы. Если продукция может быть опасна или существуют какие-либо ограничения по ее применению, эта информация также должна быть донесена до потребителя. Продукция, изготовленная за пределами России, обязательно должна иметь описание на русском языке.

Какая информация должна быть на этикетке пищевых продуктов
Особенно внимательно нужно относиться к оформлению этикеток на пищевых продуктах. Кроме рекламных слоганов и ярких изображений на ней должны быть указаны сроки годности, они должны быть четкими, без потертостей и размывов, легко читаться. Обязательно должен быть указан подробный перечень веществ, входящих в состав товара, в том числе и пищевые добавки, красители и консерванты. На полуфабрикатах производитель обязан описать способ их приготовления, рекомендуемые пропорции и время варки или жарения.

Что должно быть указано на этикетках промышленных товаров
На этикетках предметов одежды должна быть размещена информация о ее размерах, волокне, из которого она изготовлена. По правилам законодательства о правах потребителя, клиент должен получить и рекомендации по уходу, стирке и сушке купленной им вещи.

Бытовая техника должна быть маркирована главными параметрами – энергопотреблением и размерами. На этикетке химических средств для ухода за предметами быта, одеждой и домом, указываются то, какие меры предосторожности необходимо применять при работе с ним и то, как и где их можно использовать.

Этикетка, требования к оформлению и информации

Этикетка (иначе имеет название ярлык) — это текстовый или графический знак, выполненный в виде наклейки, талона или бирки на любой продукт производства или выставочный экспонат. В общем случае на ней указывается  название товара или изделия, торговая марки изготовителя, дата производства, срок годности продукта и другая важная для потребителя информация.

Кроме информационного назначения для потребителя она несет с собой еще ряд важных функций:
— может являться средством упаковки  или укупорки товара;
— является средством идентификации продукции;
— является  средством продвижения товара на рынке (этикетка может сделать непопулярный без ее наличия товар конкурентным и наоборот);
— может явиться средством фальсификации продукции.

В связи с последним свойством, в настоящее время существует множество различных видов:
— сложными или многослойными (этикетки-книжки);
— самоклеющимися, как на бумажной основе, так и полимерные этикетки – в настоящее время самые востребованные;
— стикерами (это самоклеющиеся этикетки, применяемые в рекламе для метро, выставочных павильонов и прочих объектов);
— термоэтикетками;
— термоусадочными  и прочими.

Требования  к этикетке

В РФ является действующим ряд законов и нормативов, которые устанавливают требованиям в целом, к информации, к оформлению, а также требования к этикеткам на товары, относящиеся к тому или иному классу продукций. В качестве обязательных для исполнения приняты следующие законодательные и нормативные документы:
ФЗ РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года;
Постановление Правительства РФ № 1575  от 27 декабря1996 г. О наличии обязательной информации на русском языке на этикетках товаров, импортируемых из-за рубежа в РФ;
ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года;
ГОСТ Р 51074-2003, содержащий нормативные требования к этикеткам пищевых продуктов;
ФЗ № 184 «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г устанавливает требования маркировки знаком обращения на рынке или знаком соответствия в зависимости от системы сертификации, где происходило подтверждение соответствия товаров исполнению российских нормативов на продукцию;
Приказ Минздрава РФ № 206 от 16 мая 2003г. об указании на этикетке лекарственных средств, изготовленных в аптеке, способа использования;
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15426-1-2002 применяется для продукции, имеющей штриховое кодирование  на этикетке и другие документы.

Общие требования сформулированы в законе «О защите прав потребителей». Этикетка должна исполнять требования к оформлению и информации, а также включать следующие сведения:
об основных потребительских свойствах продукции;
гарантийный срок или срок допустимого использования, если они установлены;
дату выпуска изделия;
правила и условия безопасного и эффективного применения товаров;
фирменное наименование производителя, продавца и исполнителя, их место нахождения;
лицо (и его место нахождения место нахождения), уполномоченное производителем  на принятие претензий от потребителей товаров или других участников рынка.

Требования к этикетке на товаре, относящемся к пищевым продуктам

Такие требования в РФ наиболее суровые, что соответствует необходимости защиты потребителя от злоупотреблений производителей продуктов . С целью унификации множественных регламентирующих и законодательных документов касательно пищевых продуктов и требования к информации на этикетке был разработан ГОСТ Р 51074-2003.
Он позволяет в значительной степени защищать потребительский рынок  России от проникновения некачественных товаров. При этом содержит следующие требования к этикеткам на товаре:
— информация о продуктах питания (российских и импортных) должна быть, в том числе, на русском языке;
должно быть указано наименование продукта; состав продукта; его пищевая ценность; изготовитель продукта;
— страна изготовления продута (или страна происхождения); товарный знак производителя; масса нетто, объем или количество продукта; условия хранения; срок  годности продукта;
— обозначение государственного стандарта или стандарта предприятия (Технических условий для российских изготовителей) либо другого  нормативного документа, в соответствии с которым произведен продукт;
информация об обязательной и добровольной сертификации (в форме графического изображения, установленного законодательством, либо в форме текста).
Требования к этикетке на товаре пищевого назначения предусматривают обязательность указания информации об использовании при их  приготовлении или о содержании следующих веществ: биологически активных добавок к пище; ароматизаторов; пищевых красителях; улучшителях вкуса; пищевых продуктов нетрадиционного состава;
продуктов с включением несвойственных им компонентов белковой природы; о наличии генетически модифицированных веществ или компонент.
Технические регламенты РФ также содержат требования, относящиеся к этикеткам конкретных групп товаров и об идентификации продукции в зависимости от ее состава. Так , например, технический регламент позволил разделить молочную продукцию на российском продовольственном рынке на именно молочные изделия и молоко содержащие изделия. Также данный регламентирующий документ обязал указывать на этикетке о наличии сухого молока в продукте.

Обсуждение закрыто.